Искусство

32780735818221951834.jpg
Изобразительное искусство

Современное изобразительное искусство Азербайджана пришло на смену многовековому богатому и самобытному художественному наследию народа. Предки нынешних азербайджанцев обильно украшали орудия труда и предметы быта всевозможными орнаментами и изображениями, близкими формам реальной жизни. О богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные образцы ремесла древности, античная керамика Кавказской Албании, средневековая керамика Бейлягана и Гянджи. Об этом напоминают старинные мавзолеи Нахчывана и Ширвана с их ажурной резьбой и красочными изразцами, изящные ткани Шеки и Шамахы, затейливые узоры газахских, гарабагских и губинских ковров. В средние века одной из ведущих областей искусства была каллиграфия. Книгопечатание в этот период не было еще знакомо народам Востока, и книги изготавливались в виде рукописей, сделанных переписчиками каллиграфами. Особенно ценились рукописи, выполненные такими известными мастерамикаллиграфами, как Убейдулла Тебризи по прозвищу «Сладостное перо», Алибек Тебризи, Мухаммед Багир Ордубади, Низамаддин Али Ардебили, Мир Абдулбеги Данишменд, Али Риза Тебризи Аббаси и другие.

Возникшая в XIV веке прославленная тебризская школа миниатюрной живописи (книжная иллюстрация) входит в сокровищницу мировой культуры. Выдающимся представителем этой школы был Султан Мухаммед. Эта школа вырастила талантливых художников Кемаледдина Бехзада, Мир Мусаввира Тебризи, Мир Зейналабдина Тебризи, Мир Сейида Али, Мухаммеда, Музаффара Али и других. Миниатюры того времени окунают зрителя в поэтику окружающего мира, поражая теплыми и интенсивными красками, идеализированными фигурами людей, красотой живой природы. Великолепное искусство этих миниатюристов оказало большое воздействие на развитие миниатюры и книжной графики многих стран Востока. С последней четверти XVI века появляются миниатюры на отдельных листах, портретные работы.

В XIX веке в изобразительном искусстве Азербайджана, в произведениях живописи и книжной графики миниатюры нередко сочетаются с реалистической трактовкой образа. Это особенно ярко сказалось в творчестве художников: Аббаса Хусейни, портретиста Мирза Кадыма Иревани, поэта Мир Мовсум Навваба (он иллюстрировал свои сочинения красочными рисунками, портретами) и талантливой поэтессы Натаван, также украшавшей свои стихи лирическими изобразительными мотивами. В их произведениях, выполненных в духе миниатюры, преобладают черты европейской живописи, перспектива, светотень. Далее реалистические формы изображения с влиянием миниатюры нашли развитие в творчестве художников начала XX века: тонкого, проникновенного живописца лирика Б.Кенгерли, мастера сатирической графики А.Азимзаде. Особенно плодотворным было творчество живописца из Нахчывана Бехруза Кенгерли. Благодаря необыкновенно плодотворному трудолюбию Кенгерли сумел создать сотни пейзажей и портретов. В совершенстве владея техникой как акварельной, так и масляной живописи, Кенгерли с любовью изображал в пейзажах горы, равнины, памятники архитектуры. Представляет исключительную художественную ценность портретная галерея этого художника. Созданные Азимом Азимзаде серии акварелей и рисунков на исторические, бытовые темы, иллюстрации, театральные эскизы говорят о многих гранях творчества родоначальника азербайджанской графики. Ценным вкладом в развитие книжной графики явились иллюстрации художника к произведениям поэтасатирика Сабира. Простой и ясный изобразительный язык, идущий от фольклора, неиссякаемая творческая фантазия, умение проникнуть в глубину человеческих переживаний отличают произведения этого самобытного мастера. Алибек Гусейнзаде создавал в начале XX века жанровые картины, пейзажи, портреты масляными красками. С творчеством Таира Салахова связаны многие лучшие достижения портретной живописи. Живописной манере Абдурахманова свойственны локальные цветовые отношения, декоративность. В портретах Ваджихи Самедовой подкупают широта письма, яркая контрастность цвета.

С 40х годов уверенно звучит имя Микаила Абдуллаева художника разностороннего дарования, талантливо работающего как в жанре тематической картины, так и в портрете и пейзаже. М.Абдуллаеву присущи поэтическая обобщенность, внутренняя взволнованность и психологизм образов. Художника восхищают разнообразие человеческих характеров, яркие краски природы и одеяний людей. За свой «Индийский цикл» Абдуллаев удостоен Международной премии имени Джавахарлала Неру. Поэтичность восприятия, способность находить в будничном величие и красоту, яркая, богатая цветовыми контрастами живопись, раскрывающая единство человека и природы качества, отличающие художника. Лирически напевны, воздушны по краскам пейзажи Саттара Бахлулзаде, отражающие солнечный Абшерон, знойную Мугань, горы и равнины, леса и поля Азербайджана. Колористической экспрессией и энергичным ритмом насыщена живопись Тогрула Нариманбекова, выдержанная в романтическом аспекте. Его картины проникнуты пафосом всепобеждающего гуманизма, чувством ненависти к насилию.

К середине 1970х в искусстве все рельефней подчеркивалась самобытность национальных школ. Ключевую роль в них уже играло следующее поколение художников "семидесятников" (Кямал Ахмедов, Фархад Халилов, Назим Рахманов, Гейюр Юнусов, Эльдар Курбанов, Фаик Агаев и многие другие). Обобщая традиции жанровой живописи, многие современные художники и скульпторы привнесли в свои произведения новую атрибутику. В столице и крупных городах страны постоянно организуются выставки, работают картинные галереи, музеи, большое внимание уделяется детскому творчеству. Несомненно: современная азербайджанская школа живописи представляет собой яркий художественный феномен. Здесь скрестились Восток и Запад, породив действительно самобытное явление.