Баку

bakuWhite.jpg
Проект "Baku white city"

БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

Бакинский Черный город встретит свое 150-летие в новом облике. На месте заводских корпусов, нефтехранилищ и пропитанной мазутом земли здесь будет реализован один из самых грандиозных архитектурных проектов постсоветского пространства.

Резервация для заводов Черный город появился в 1876 году. Местные власти едва оправились от первых приступов нефтяной лихорадки – и обнаружили, что Баку в одночасье превратился в сплошной завод. Всего за несколько лет, прошедших после отмены откупов, когда нефтяные участки поступили в свободную продажу, город плотно обступили фабричные трубы. Улицы заполнили дым, вонь и копоть. Надо было что-то делать.

Кавказский наместник – тогда этот пост занимал Великий князь Михаил Николаевич – принял жесткое градостроительное решение: приказал снести 147 заводов и впредь строить их только на специально отведенном для этого участке в двух километрах от городской черты, на месте бывшего городского выгона и пастбищ селения Кишлы. Был специально разработан и высочайше утвержден план застройки нового промышленного района с прямоугольной сеткой улиц. Так появилась первая в Российской империи промзона с регулярной планировкой – Черный город.

Недовольных было немало – как минимум все те, кто вкладывал деньги в строительство 147 снесенных заводов. Но именно этот шаг спас Баку от участи мрачного промышленного города, именно он положил начало будущему мегаполису. В итоге каждая часть города получила свое предназначение. Крепость, почти не тронутая новым строительством, хранила историю. На месте снесенных заводов и бывшей крепостной эспланады рос новый, богатый, совершенно европейского вида город роскошных домов, театров и магазинов. А дальше, к востоку по Балаханской дороге разрастался Черный город – промышленное сердце Баку. Здесь нефтепровод гнал по жилам города его густую черную кровь. Эта кровь питала все: особняки, театры, магазины… Так Черный город всего за несколько десятилетий превратил древний Баку в настоящий мегаполис Востока. По сути, район этот никогда не был действительно темным пятном на теле города. Да, рабочие в Черном городе жили плохо – откройте любой советский учебник, и вы прочтете, что работали они по 12 часов в сутки по щиколотку, а то и по колено в нефти. Но именно здесь в декабре 1904 года произошла грандиозная стачка, вылившаяся в первый в России коллективный договор рабочих с работодателями – «Мазутную конституцию». Пролетарии тогда добились беспрецедентных условий: девятичасового рабочего дня, еженедельных выходных, оплачиваемых больничных и приличной минимальной оплаты труда.

Нашествие города

Заводам постепенно становилось тесно в Черном городе. Промышленный район развивался на восток, где появился новый заводской городок – так называемый Белый город. По-настоящему белым он, конечно, не был: воздух здесь был точно так же нечист, земля пропитана нефтью, а стены черны от копоти. Зато именно тут Людвиг Нобель построил для своих служащих настоящий зеленый оазис – Виллу Петролеа, нынешний парк Низами.

Пока новые промышленные корпуса все дальше отодвигались на восток от центра Баку, жилые кварталы сами стремительно подступали к заводским стенам. В конце века рост города шел по большей части именно в восточном и северо-восточном направлениях. Этому немало способствовало открытие вокзала между центром и Черным городом. И если на рубеже веков заводы и дома еще разделяло чуть меньше километра слабо застроенного пространства, то к Октябрьской революции от заложенного князем Михаилом Николаевичем разрыва не осталось и следа.

А Баку рос и рос; к северу, а потом и к востоку от Черного города поднялись новые кварталы. Закончилось все вполне логично для большого промышленного города: заводские районы, когда-то специально выведенные за околицу, оказались в самом центре. Такой же участи не избежали ни Лондон, ни Москва, ни Барселона. Можно долго ностальгировать по ушедшей эпохе, но современные люди уже не хотят растить детей среди ароматов заводских выбросов. Так Черный город стал лишним, сделался проблемой.

Вариантов решения было немного. Либо отщеплять от промзоны по кусочку и строить новое жилье вплотную к фабричным корпусам (по этому пути шли бакинские градостроители советских времен, понемногу застроившие самую старую часть Черного города невзрачными типовыми домами). Либо вывести заводы целиком и распланировать современное городское пространство. Этот вариант избрали, к примеру, лондонцы, превратившие старые доки во второй после Сити деловой центр британской столицы – Canary Wharf. Так же решили поступить и в столице Азербайджанской Республики. В результате появился проект Baku White City.

Он вырос из давно витавших в воздухе планов продления бульвара вдоль всей городской набережной. Удлинить его градостроители собирались уже очень давно – об этом упоминается даже в советском путеводителе по Баку 1973 года издания. Но кому нужен бульвар, зажатый между морем и нефтеперерабатывающим заводом? Поэтому национальный лидер Азербайджана Гейдар Алиев тогда же, в 1970-е, сказал: «Город, столетиями называвшийся Черным, станет Белым, очистится, расцветет и превратится в прекрасный уголок Азербайджана».

В 2006 году Президент республики Ильхам Алиев подписав «План комплексных мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике в 2006–2010 гг.». План этот предполагал скорейшее освобождение бакинцев от заводского соседства.

Тут предстоит действительно большая экологическая работа. Для Виллы Петролеа в свое время привозили баржами плодородную почву из Лянкяранского уезда. Сейчас так уже нельзя – нужны полноценные мероприятия по экологической реабилитации почв. Очистку 221 гектара земли взяла на себя Государственная нефтяная компания.

Разработку стратегического плана доверили известной британской компании Atkins – именно она проектировала самый высокий в мире (321 метр) семизвездочный отель Burj-Al-Arab в Дубае, а сегодня является авторизованным архитектурно-инженерным консультантом Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. В свою очередь, Atkins привлекла к работе, наряду с азербайджанскими специалистами, американскую компанию F+A Architects, известную своими коммерческими проектами (например, Sky Dubai), и бюро легендарного архитектора сэра Нормана Фостера, построившего символ Лондона – «Огурец» и символ Берлина – купол Рейхстага.

Научный подход

В момент своего рождения Черный город был примером самой современной на то время промышленной застройки. Новый район на его месте будет точно так же возведен по последнему слову градостроительной науки. А это значит, что, прежде чем рисовать причудливые архитектурные формы на бумаге, авторы проекта провели ряд серьезных исследований. Изучили плотность и тип застройки столицы Азербайджана, проанализировали транспортные потоки.

Уличную сетку Баку детально изучили и сравнили с планировкой старых европейских городов, таких как Лондон, Париж, Барселона, Милан, Берлин. Планировка азербайджанской столицы оказалась очень похожа на парижскую. Выходит, недаром Баку зовут Парижем Востока. Чтобы интегрировать новый центр столицы со старым, за основу была взята именно парижская сетка.

Другое исследование касалось солнечного света. Выяснилось, что оптимальная для Баку высота зданий, дающая достаточно света в квартирах, – пять-семь этажей. Все это, видимо, и подсказало архитекторам решение во французском стиле. Дома с полуколоннами, французскими балконами и двухэтажными мансардными крышами графитового цвета будут изрядно напоминать те, что украшают бульвары Парижа, проложенные бароном Османом. А чтобы White City при этом не превратился в декорацию к спектаклю из французской жизни, милая, но однообразная застройка тут и там будет разбита нарочито причудливыми современными зданиями. Стоит подобраться поближе к центральной оси, рассекающей новый район с севера на юг, как от парижских аллюзий не останется и следа. Здесь царит современная архитектура: те же пяти-семиэтажные дома сверкают панорамными стеклами, тянутся в небо 32-этажные башни Центрального делового района.

Весь Прибрежный район отдан на откуп Норману Фостеру, построившему среди прочего и упоминавшийся уже лондонский Canary Wharf. Для проплывающих кораблей White City предстанет в виде утопающих в зелени футуристических стеклянных башен. Главное – все устроено очень разумно. От архитекторов не требовали максимального выхода квадратных метров. Стояла иная задача: создать наиболее комфортную для жизни городскую среду. Не выходя за пределы района, жильцы легко смогут купить все необходимое. По обеим сторонам длинной пешеходной улицы, пересекающей White City с севера на юг, откроются кафе, рестораны и множество магазинов. А товары покрупнее, вроде мебели и автомобилей, можно будет купить вдоль проспекта Бабека. Планировщики специально заложили в тамошних многоэтажных башнях обширные торговые пространства на первых этажах.

Путь от любого дома до магазинов первой необходимости и социальных объектов не будет превышать 500 метров. За этим тоже особый замысел: авторы проекта считают, что короткие расстояния стимулируют горожан меньше ездить на машинах и больше передвигаться пешком или на велосипеде. А это и для здоровья полезно, и для экологии хорошо. Зная любовь бакинцев к своим железным коням, верится в это с трудом, но авторы проекта не сомневаются в воспитательной силе архитектуры. Если вчера над этим мало задумывались, то сегодня бакинцы, как и жители других мегаполисов, всерьез заботятся об экологии своего города.

Предполагается, что White City станет царством пешеходов. Для них предусмотрены целые пешеходные проспекты. Чтобы машины не мешали, жители и гости смогут оставить их на многочисленных автостоянках. В новом районе их будет действительно много. Стандарты по парковкам здесь применены международные: одно парковочное место на квартиру, 3 – на каждые 100 кв. м офисного пространства, 3-5 – на каждые 100 кв. м торгового пространства в зависимости от его назначения. Воплощением современной грамотной парковочной стратегии станет создание двух крупных общественных паркингов: 2000 машиномест придется на площадь Фонтанов, еще 6000 разместится рядом с торгово-развлекательным центром. В целом же в Baku White City запланировано более 40000 парковочных мест.

В качестве экологичного вида транспорта авторы предлагают пустить по бульвару трамвай. Это еще одна общемировая тенденция. В европейских городах постепенно возрождают этот старинный транспорт в новом обличье: бесшумные, вместительные и быстрые составы вместо былых дребезжащих вагонов. На территории Baku White City задумано еще много всего: удобная транспортная инфраструктура, интегрированная в уже существующую транспортную сеть Баку; использование как привычных автобусов и такси, так и альтернативных видов транспорта, таких как водное такси. И, конечно, новая станция метро, выходящая на площадь Фонтанов посреди Baku White City.

Впрочем, из нового района можно будет вообще никуда не выезжать. Детские сады, школы, клиники, спортивные комплексы, отели, развлекательные центры, кафе и рестораны – социальная инфраструктура способна удовлетворить любые потребности будущих жителей. В том числе культурные: на территории Baku White City предусмотрено возведение Музея современного искусства и концертного комплекса. Словом, новый район станет этаким самодостаточным городом в городе, со всеми удобствами и тысячами рабочих мест в новейших офисах.

Времена изменились, достоинство современного города давно уже не в фабричных трубах. Вместо них тянутся ввысь небоскребы деловых районов. И если когда-то именно нефтяные заводы Черного города сделали Баку столицей российского, а затем и советского Востока, то как знать, не башни ли White City утвердят права города в новом мире.

Baku White City в цифрах и фактах

• Один из крупнейших в мире Baku White City станет одним из самых масштабных современных архитектурных проектов, осуществляемых в экологически регенерируемой промышленной зоне
• Территория в 221 га Baku White City охватит территорию, превосходящую по размерам Монако и в 11 раз превышающую территорию Ичери Шехер, превратив это пространство в самую крупную разработку Кавказском регионе.
• 50 000 жителей По завершении проекта население Baku White City можно будет сравнить с населением княжества Андорра.
• 10 районов Baku White City объединит 10 соседствующих между собой районов. Эффективная застройка каждого квартала имеет ключевое значение для реализации генерального плана.
• 48 000 рабочих мест Baku White City обеспечит рабочими местами 48 000 человек.
• 40 000 парковочных мест В Baku White City будет самый большой объем парковочного пространства на душу населения.
• Протяженность Бульварной линии Baku White City прибавит к бакинской Бульварной линии еще 1.3 км, превратив его в самый длинный бульвар в мире
• 65-метровое колесо обозрения Украшением набережной станет колесо обозрения, вдвое превышающее уже существующее на бульваре и превосходящее по размерам знаменитое колесо обозрения в Париже (Grande Roue de Paris).
• Общая площадь застройки – 4.5 млн м2 На огромной территории Baku White City разместятся 20 000 жилых и коммерческих сооружений.

Текст: Никита Аронов