В столице Азербайджана открылся фестиваль уличного искусства 012 Baku Public Art, объединивший работы художников разных поколений.
Современному искусству стало душно в галерейном пространстве, куда редко забредают праздные прохожие. Уличное искусство (street art), долгое время считавшееся уделом маргиналов, стало мейнстримным направлением. Современный художник формирует городскую среду, вступая с ней в диалог. Таким образом актуализируется персональная и коллективная мифология, связанная с конкретным местом.
Фестиваль 012 Baku Public Art задуман его куратором и основателем некоммерческой организации YARAT! Аидой Махмудовой как уличное действо, призванное изменить пешеходные маршруты бакинцев и привлечь их внимание к азербайджанскому современному искусству и к истории родного города. 012 – телефонный код Баку. Дав фестивалю подобное название, устроители выдвинули тезис, что современное искусство – не удел кучки интеллектуалов, а новый способ коммуникации и формирования общественного пространства.
В фестивале принял участие 21 художник – они совместно с бакинскими историками и краеведами подробно изучили выбранные городские локусы: сооружения, улицы, парки, станции метро и набережные. Церемония открытия фестиваля прошла на Творческой сцене UNS, где все экспонаты были доступны для зрителей с 25 февраля по 1 марта. Проект продлится 21 неделю, начиная с 9 марта. В рамках фестиваля каждую пятницу один из художников будет представлять свой объект в одном из городских пространств.
Скульптор и живописец Алтай Садыхзаде, вдохновитель и идеолог бакинского Музея современного искусства, придумал для «012» скульптурную композицию «Хазри» – так называется северный ветер, приносящий прохладу. Порывы хазри достигают 30–40 метров в секунду, этот ветродуй радикально меняет жизнь горожан, и инсталлированный в пространство скульптурный объект Khazri символизирует эти перемены.
Художник и куратор Аида Махмудова обыгрывает мотив традиционной для Баку оконной решетки в проекте Recycled, рассуждая о возможности новой жизни функционально устаревших объектов.
Проект Ситары Ибрагимовой «Перепись населения» представляет собой передвижную фотостудию, установленную в самых людных местах Приморского бульвара. Художник пытается реконструировать торжественную атмосферу эпохи, когда фотографирование было для горожан одновременно семейным событием и театральным действием. Чтобы получить свой портрет, участникам предстояло пройти через публичный аттракцион с преображением и перевоплощением.
Повелитель света и тени скульптор Рашад Алекперов создал теневую проекцию богини правосудия Фемиды на брандмауэр одного из бакинских домов. Ясамальский район считался в начале ХХ века самым неспокойным в городе. Поддержание относительного порядка было возможно лишь благодаря неписаному кодексу чести, которого придерживались его жители. Этим неформально узаконенным теневым правилам и посвящена инсталляция.
Скульптура «Внешний город», созданная у крепостной стены Фаигом Ахмедом, оригинально трактует оппозицию «внешний город – внутренний город». Традиционное урбанистическое пространство рассматривается художником как череда колец-оболочек, которые при желании можно растянуть и раздвинуть.
Видеоинсталляция Рашада Бабаева «Антониони в Баку» посвящена визиту в город культового итальянского режиссера: некогда он приезжал сюда на отбор натуры и нашел подходящее по атмосфере место на острове Артем, но так и не реализовал свой замысел. Легенда это или быль – неважно: работа Бабаева посвящена всему, что не случилось, но имело место и возможность.
Нияз Наджафов, самый яркий и актуальный бакинский живописец, на фестивале дебютировал в непривычном для себя формате объемной композиции. Скульптура «Кирщики» посвящена исчезающему ремеслу: люди этой профессии покрывали крыши домов специальной горячей жижей, сваренной в черном котле. В их работе автор усматривает своеобразное шаманство: благодаря этому вареву в старых кварталах Баку теплилась жизнь.
Скульптурная композиция «Мозг», созданная Лейлой Алиевой, на деле является биологически точной моделью сердца. Она актуализирует традиционное для искусства противоречие рационального и чувственного и одновременно обыгрывает тему Баку, который одновременно и сердце, и голова страны.
Нью-йоркский художник Ага Усейнов вступает в коммуникацию со станцией метро «Ичери шехер» (Baki Soveti), подземкой его детства, где он «впервые совершил погружение». Инсталляция «Воздушный зверь и нереальный глобус» обыгрывает горизонталь и вертикаль как тему гравитации и заземления. Если в научной фантастике прошлого столетия будущее виделось как покорение воздуха, то настоящее скорректировало эту формулу: современный человек большую часть активного времени проводит под землей, перемещаясь из пункта А в пункт Б.
Основатель фонда YARAT! Аида Махмудова, открывая проект, подчеркнула: «Я рада объявить фестиваль, который продемонстрирует жителям города оригинальность и многообразие азербайджанского современного искусства и поможет сформировать новые городские маршруты».
В рамках 012 Baku Public Art молодой кинорежиссер Руфат Гаснов снимет документальный фильм о развитии проекта в целом и каждой инсталляции в отдельности. Премьера картины состоится на церемонии закрытия фестиваля в сентябре.