Фестиваль 012 Baku Public Art: современное искусство – на улицах города
«Перепись населения». Ситара Ибрагимова

В столице Азербайджана открылся фестиваль уличного искусства 012 Baku Public Art, объединивший работы художников разных поколений.

Современному искусству стало душно в галерейном пространстве, куда редко забредают праздные прохожие. Уличное искусство (street art), долгое время считавшееся уделом маргиналов, стало мейнстримным направлением. Современный художник формирует городскую среду, вступая с ней в диалог. Таким образом актуализируется персональная и коллективная мифология, связанная с конкретным местом.

«Мозг». Лейла Алиева

Фестиваль 012 Baku Public Art задуман его куратором и основателем некоммерческой организации YARAT! Аидой Махмудовой как уличное действо, призванное изменить пешеходные маршруты бакинцев и привлечь их внимание к азербайджанскому современному искусству и к истории родного города. 012 – телефонный код Баку. Дав фестивалю подобное название, устроители выдвинули тезис, что современное искусство – не удел кучки интеллектуалов, а новый способ коммуникации и формирования общественного пространства.

Recycled. Аида Махмудова. Фото: Yarat

В фестивале принял участие 21 художник – они совместно с бакинскими историками и краеведами подробно изучили выбранные городские локусы: сооружения, улицы, парки, станции метро и набережные. Церемония открытия фестиваля прошла на Творческой сцене UNS, где все экспонаты были доступны для зрителей с 25 февраля по 1 марта. Проект продлится 21 неделю, начиная с 9 марта. В рамках фестиваля каждую пятницу один из художников будет представлять свой объект в одном из городских пространств.

«Антониони в Баку». Рашад Бабаев. Фото: Yarat

Скульптор и живописец Алтай Садыхзаде, вдохновитель и идеолог бакинского Музея современного искусства, придумал для «012» скульптурную композицию «Хазри» – так называется северный ветер, приносящий прохладу. Порывы хазри достигают 30–40 метров в секунду, этот ветродуй радикально меняет жизнь горожан, и инсталлированный в пространство скульптурный объект Khazri символизирует эти перемены.

Художник и куратор Аида Махмудова обыгрывает мотив традиционной для Баку оконной решетки в проекте Recycled, рассуждая о возможности новой жизни функционально устаревших объектов.

Проект Ситары Ибрагимовой «Перепись населения» представляет собой передвижную фотостудию, установленную в самых людных местах Приморского бульвара. Художник пытается реконструировать торжественную атмосферу эпохи, когда фотографирование было для горожан одновременно семейным событием и театральным действием. Чтобы получить свой портрет, участникам предстояло пройти через публичный аттракцион с преображением и перевоплощением.

«Хазри». Алтай Садыхзаде

Повелитель света и тени скульптор Рашад Алекперов создал теневую проекцию богини правосудия Фемиды на брандмауэр одного из бакинских домов. Ясамальский район считался в начале ХХ века самым неспокойным в городе. Поддержание относительного порядка было возможно лишь благодаря неписаному кодексу чести, которого придерживались его жители. Этим неформально узаконенным теневым правилам и посвящена инсталляция.

Скульптура «Внешний город», созданная у крепостной стены Фаигом Ахмедом, оригинально трактует оппозицию «внешний город – внутренний город». Традиционное урбанистическое пространство рассматривается художником как череда колец-оболочек, которые при желании можно растянуть и раздвинуть.

Видеоинсталляция Рашада Бабаева «Антониони в Баку» посвящена визиту в город культового итальянского режиссера: некогда он приезжал сюда на отбор натуры и нашел подходящее по атмосфере место на острове Артем, но так и не реализовал свой замысел. Легенда это или быль – неважно: работа Бабаева посвящена всему, что не случилось, но имело место и возможность.

Нияз Наджафов, самый яркий и актуальный бакинский живописец, на фестивале дебютировал в непривычном для себя формате объемной композиции. Скульптура «Кирщики» посвящена исчезающему ремеслу: люди этой профессии покрывали крыши домов специальной горячей жижей, сваренной в черном котле. В их работе автор усматривает своеобразное шаманство: благодаря этому вареву в старых кварталах Баку теплилась жизнь.

«Внешний город». Фаиг Ахмед

Скульптурная композиция «Мозг», созданная Лейлой Алиевой, на деле является биологически точной моделью сердца. Она актуализирует традиционное для искусства противоречие рационального и чувственного и одновременно обыгрывает тему Баку, который одновременно и сердце, и голова страны.

Нью-йоркский художник Ага Усейнов вступает в коммуникацию со станцией метро «Ичери шехер» (Baki Soveti), подземкой его детства, где он «впервые совершил погружение». Инсталляция «Воздушный зверь и нереальный глобус» обыгрывает горизонталь и вертикаль как тему гравитации и заземления. Если в научной фантастике прошлого столетия будущее виделось как покорение воздуха, то настоящее скорректировало эту формулу: современный человек большую часть активного времени проводит под землей, перемещаясь из пункта А в пункт Б.

Основатель фонда YARAT! Аида Махмудова, открывая проект, подчеркнула: «Я рада объявить фестиваль, который продемонстрирует жителям города оригинальность и многообразие азербайджанского современного искусства и поможет сформировать новые городские маршруты».

В рамках 012 Baku Public Art молодой кинорежиссер Руфат Гаснов снимет документальный фильм о развитии проекта в целом и каждой инсталляции в отдельности. Премьера картины состоится на церемонии закрытия фестиваля в сентябре.

separator-icon
Участники и организаторы фестиваля: Рашад Алекперов, Фарид Расулов, Давуд Гамбарзаде, Лана Соколова, Джамиля Оруджева, Аида Махмудова, Назрин Мамедова, Фаиг Ахмед, Шаргия Рахманлы, Махмуд Рустамов, Наиль Алекперов
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»