Кянан и Ульвия Алиевы: и один в поле воин
Фото: Рамина Бочарова

Художники и супруги Кянан и Ульвия Алиевы не слишком жалуют современные технологии, хотя формально и принадлежат к новому поколению. Они предпочитают работать руками, создавать аналоговые формы и объекты. Кянан отвечает в паре за концептуальность и форму, а Ульвия как живописец – за эмоциональное наполнение. Выпускники академической школы, в мир актуального искусства Алиевы пришли не сразу. Переломным моментом стала стажировка Кянана в Берлинской академии искусств. «Берлин помог мне овладеть новым языком, направил мысль в сторону концептуальности», – рассказывает художник.

Однако поворот в сторону современного искусства не увлек Кянана и Ульвию в виртуальное царство новых технологий. Даже в Берлине Кянан успевал учить студентов аналоговому процессу – создавать каркасы для скульптурных форм. Новый цифровой мир Алиевы умеренно критикуют: центральной инсталляцией азербайджанского павильона 58-й Венецианской биеннале стал их проект The Slinky Effect: 15 фигур мужчин и женщин расположены в непринужденных позах, предполагающих общение, из их голов вырастают металлические спирали, протянутые к «собеседнику». В своих работах Кянан и Ульвия выражают сомнение, что современные коммуникационные технологии помогают людям понять друг друга.

Работа Алиевых «Глобус», также экспонировавшаяся в Венеции, стала своеобразной кульминацией всей азербайджанской экспозиции.

«Глобус» 2019. Фото: Александр Гронский

«Венеция стала для нас переломной точкой, – рассказывает Кянан. – До Биеннале мы следили за нашими художниками Фаигом Ахмедом и Рашадом Алакбаровым, но поскольку нас учили академизму, уйти в сторону концептуального было страшно. «Глобус» стал для нас преодолением страха.

Смысл этой скульптуры очень символичен для меня. Казалось бы, очевидная мысль, что простой человек способен изменить направление движения мира, но нужна определенная смелость, чтобы ее сформулировать. Мы создали огромный белый шар, поверхность которого состоит из человеческих ладоней, и в каждой зажата шахматная фигура. Руки катят шар в одном направлении, и лишь одна маленькая ручка выбилась из массы, поставила на пол пешку и остановила движение. Один человек меняет траекторию шара, он не хочет катиться вместе со всеми и выбирает другой путь.

Тема шахмат тоже неслучайна: каждый делает в этой жизни свой ход. Как ты сыграл, так дальше и покатится игра; от каждой фигуры зависит, куда будешь двигаться. Простой человек, пешка, или король, или ладья – неважно, все способны изменить ход истории. Эта работа изменила мой собственный путь. После нее у меня словно выросли крылья, появились новые мысли и идеи».

«Создавая эту работу, мы думали о шахматах и руках, – добавляет Ульвия. – Точнее, я думала про руки, а Кянан – про шахматы. Потому что идея – показать, что в истории возможен правильный ход. Сейчас все движутся в едином потоке, но важно понимать, что индивидуальный жест способен изменить мир. Маленькая ручка ставит фигуру на пол, и появляется точка опоры. Возможно, это рука ребенка».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»