Таир Салахов: человек из будущего
Таир Салахов. Тебе, человечество! 1961

Выставка, собранная ко дню рождения Таира Салахова, в фонде «Екатерина» выглядит весьма технологично и экзотично. Экспозиция представляет оцифрованные работы художника, а также фрагменты его интервью, озвученные нейросетью. Курировал проект внук художника Кайхан Салахов: «Я научно-фантастический художник и с самого детства увлекался фантастикой. Мой дедушка Таир Салахов был близко знаком с писателем Айзеком Азимовым – цифровое будущее, информатика и кибернетика не вызывали у него никаких опасений. Поэтому я придумал для дедушки «электрический рай», в котором сам могу бывать когда угодно и приглашать туда других людей».

Смысловым центром экспозиции стало масштабное полотно Салахова «Тебе, человечество!», ныне хранящееся в коллекции Азербайджанского музея искусств. Работа датируется 1961 годом. Таир Салахов вспоминал: «Эта картина впервые была показана на республиканской художественной выставке в Баку 12 апреля 1961 года. Писал я это огромное полотно – размером два на шесть метров – не по заказу, а по внутреннему оптимистическому настроению. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время, буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина. Неудивительно, что две летящие в голубом просторе фигуры со светящимися сферами на вытянутых руках были восприняты как романтический гимн освоению космоса и вызвали широкий резонанс в нашем обществе. Я был счастлив, хотя дальнейшая судьба этой картины не столь радужна».

Две фигуры, мужская и женская, устремляются вверх, удерживая в руках – как дар – светящиеся огненные шары. В цифровом пространстве экспозиции фонда «Екатерина» работа Салахова трактуется как визит людей из будущего, призванных наблюдать за происходящим на Земле. Видеоинсталляция включает оцифрованные живописные произведения, фото и видео из семейного архива. Общение с посетителями выставки взял на себя робот «Таира 108», который рассказывал о жизни и творческих принципах Таира Салахова.

Кайхан Салахов. Робот «Таира 108».
Кайхан Салахов. Видеоинсталляция «Таир Салахов. Бесконечность»

Экспозиция в Третьяковской галерее выглядит более традиционно: ее открывает натюрморт «Гладиолусы» (1959) – одна из самых ранних работ художника в государственном собрании. Красные соцветия в простой стеклянной банке на фоне свежевыстроенной «панельки» – именно они стали символом оттепели. Едва заметные на заднем плане фигурки новоселов символизируют начало новой эпохи. Салахова в тот период интересовал красный цвет. Именно тогда были написаны его культовые полотна «С вахты» и «Портрет нефтяника с красным мундштуком», ознаменовавшие приход «сурового стиля».

Гладиолусы. 1959

Салахова интересовали натюрморт и пейзаж, многофигурная композиция и портрет. В полотнах художника всегда чувствуется связь с натурой. В то же время Салахов никогда не воспроизводит натуру буквально, всегда наполняя произведения метафорическим смыслом.

Женщины Абшерона. 1967

Центром экспозиции в Третьяковке стало полотно «Айдан» (1967) – портрет младшей дочери художника. Лаконичное, но трогательное изображение девочки в белом, сидящей верхом на лошадке, – классика детского портрета второй половины ХХ века. Сам художник рассказывал, как рисовал эту картину, – она получилась практически случайно, потому что трехлетняя Айдан обнаружила раньше времени спрятанный для нее подарок, а отец сумел разглядеть и не упустить удачный момент: «Все как-то чудесно сложилось: белая лошадка, светлое пальто и шапочка, а на контрасте в правильных пропорциях черные волосы, грива и красные поводья. Образ безмятежного детства».

Всего на выставке представлено 11 живописных произведений мастера, которые войдут в постоянную экспозицию Новой Третьяковки.

Айдан. 1967
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»