Азербайджанская картина впервые участвовала в официальном конкурсе Каннского фестиваля.
Во второй по значимости конкурс Каннского фестиваля – программу короткометражного кино – в этом году была отобрана азербайджанская картина «Последний» режиссера Сергея Пикалова. Нужно понимать, что если в основной конкурс Канн попадают по преимуществу ленты статусных классиков мирового кино, то короткометражный конкурс – это своеобразная опытная лаборатория фестиваля. Здесь собирают фильмы, представляющие различные регионы, чтобы увидеть новые тенденции в быстро меняющемся языке кинематографа.
В Каннах картину представляли продюсеры Мария Иванова и Насиб Пириев – у обоих большой опыт в документальном кинематографе, но в игровом они попробовали себя впервые. «Последний» – 15-минутная философская притча, снятая режиссером Сергеем Пикаловым, известным зрителю по сериалу «Не родись красивой».
«История, рассказанная в фильме, могла произойти в любой стране»
Действие происходит в азербайджанской деревне, где живет старик, последний оставшийся в живых ветеран Второй мировой. Герой смотрит телевизионные новости, в которых сообщается о том, как умирают последние свидетели Второй мировой в разных странах. И так получается, что он остается единственным на Земле хранителем памяти о войне, которая для молодого поколения людей стала лишь набором дат из учебника истории. Хранителю не с кем поделиться своим уникальным опытом. Он живет анахоретом и разговаривает по преимуществу с барахлящим холодильником, который отвечает ему невпопад, изрыгая из своей холодной утробы недовольное «брррр». Но однажды в дверь к старику постучался молодой разносчик продуктов, который не отмахнулся от чудного старика и смог оценить уникальность этой случайной встречи.
Главную роль в фильме исполнил азербайджанский актер Идрис Рустамов. Он славится сложным характером: никогда не соглашается на роль, если ему не нравится сценарий, поэтому и ролей у него не так много – всего семь. В проект «Последний» актер попал благодаря своей фактурной внешности. Режиссер сразу обратил внимание на актера с испещренным морщинами лицом и умными печальными глазами. Роль его молодого визави досталась воспитаннику бакинского детского дома 15-летнему Джорджу Кафарову. Юноше прочат большую кинокарьеру: несмотря на нежный возраст, Джордж успел сняться в десятках фильмов и однажды даже составил актерский дуэт с итальянской звездой Азией Ардженто. В роли трещащего и барахлящего холодильника выступил старый морозильный аппарат советской марки ЗИЛ.
«Тема, затронутая в фильме, – внимание к старшим – касается всего человечества»
Съемки 15-минутной картины проходили в 120 километрах от Баку, в деревне Сура. Азербайджанский пейзаж, его пастельные оттенки и неспешный ритм – четвертый полноправный герой картины.
По словам продюсера Насиба Пириева, «Последний» был особенно важен для компании Buta Films как первый и сразу оказавшийся удачным пример российско-азербайджанского сотрудничества, открывающий большие перспективы. Проект осуществлен совместно со студией «Азербайджанфильм» при содействии Министерства культуры Азербайджанской Республики. Внимание каннских отборщиков авторы связывают с педагогической важностью тематики картины. «Мы, безусловно, очень рады попаданию в конкурс главного фестиваля планеты. Фильм «Последний» – наш первый, и сразу такой выстрел! Для Азербайджана и азербайджанского кино такого жанра это огромный шаг, – комментирует Насиб Пириев. – Тема, затронутая в фильме, – внимание к старшим – касается всего человечества. Именно это, наверное, и привлекло наших французских коллег. Новому поколению стоит обратить внимание на эту проблему».
«Мы давно хотели переключиться на игровое кино, поскольку в документальном уже имеем богатый опыт. Проект Сергея Пикалова показался нам ярким и очень необычным. Он писал образ главного героя со своего дедушки – участника Второй мировой войны, – рассказывает продюсер Мария Иванова. – От идеи до реализации прошло всего девять месяцев. Это действительно было похоже на рождение ребенка, только у ребенка было около 60 отцов и матерей. Наш проект международный; история, рассказанная в фильме, могла произойти в любой стране – ведь ветераны живут во всем мире».
Сергей Пикалов, хотя является постановщиком рейтинговых телевизионных сериалов (кроме «Не родись красивой» на его счету «Личное дело капитана Рюмина», «Второе дыхание»), в игровом кино дебютант. Тем приятнее для режиссера, что первая же его работа была оценена придирчивыми каннскими отборщиками. «Попадание на Каннский фестиваль было такой ошеломительной новостью, что в голову не приходило ни одного более или менее подходящего афоризма про удачу, неожиданно настигающую человека. Никто на съемочной площадке не думал, на каком языке мы снимаем кино – на русском или азербайджанском. Мы разговаривали на одном языке – языке кинематографа».