Тахмине Рафаэлле 28 лет, а за плечами уже шесть серьезных работ в коротких метрах, 14 номинаций и четыре награды на международных кинофорумах. В сентябре на Венецианском фестивале она представила свой первый полнометражный фильм «Бану». Драму о войне, женщине и смелости.
Солнечная, хрупкая и очень искренняя в общении, Тахмина, будучи еще столь молодой, уже умеет совмещать живость актрисы, усидчивость сценариста, серьезность режиссера и энергичность продюсера. Она снялась в ряде азербайджанских и зарубежных картин, среди них «Надине», «Черный список», «Ичери Шехер», Guilt («Чувство вины») и The Last Recollection («Последнее воспоминание»). Выступила в качестве режиссера, сценариста и продюсера фильма Qadın («Женщина»). И вот теперь первая полнометражная лента, где Тахмина – сценарист, режиссер и исполнительница главной роли.
Тахмина Рафаэлла родилась и выросла в Баку. Необычное двойное имя – да-да, это не псевдоним – она получила благодаря любимому деду Рафаэлю. Увидев новорожденного младенца, тот категорически постановил: «Красавица, значит, будет Тахминой Рафаэллой». В те годы в Азербайджане был неимоверно популярен фильм «Тахмина и Заур» режиссера Расима Оджагова, где главную роль исполнила звезда турецкого кино Мерал Конрат. Образ, воплощенный актрисой на экране, был настолько ярок, что по ней сходила с ума вся страна. Решение назвать внучку в честь киногероини во многом и определило дальнейшую судьбу Тахмины.
Детство ее было счастливым и разноцветным, Тахмина росла в любящей семье и тесном кругу близких друзей. Ее школьные годы пришлись на начало 2000-х – периода бурного развития Баку на волне нефтяного бума: город стремительно преображался, принимая черты европейской столицы.
Одним из любимых мест Тахмины был кинотеатр «Азербайджан» на Торговой. Туда она часто бегала с подругами. После сеанса девочки отправлялись на непременные посиделки в кафе «Сансет», находящееся поблизости. Кино, кафе, кафе, кино... Так с друзьями она и взрослела, часами обсуждая увиденные фильмы и болтая обо всем на свете. Сейчас на месте того самого «Сансета» – модное «Хард-рок кафе», а на месте «Азербайджана» – новый IMAX.
Также огромное влияние на Тахмину оказывали походы в театр с мамой. Самым любимым был Театр русской драмы. Именно там она по-настоящему прониклась магией актерского мастерства.
«Я городская девочка. Но есть одно маленькое селение на востоке страны, которое занимает в моем сердце отдельное место. Это Фатмаи, родина моих предков. Половина села – наша родня, у дедушки и бабушки там дом с большим фруктовым садом: яблони, алыча, вишни, миндаль, крупный янтарный виноград. Я очень любила срывать усики с лозы – лучшего лакомства не придумать, а бабушка ворчала: «перестань, живот заболит».
Детьми мы часто собирались в доме у дедушки с бабушкой за шумным, веселым столом со сладостями. Обычно посиделки заканчивались танцами под народные азербайджанские песни. Это головокружительное чувство дома, любви, ощущения близости к предкам, культуре дало мне именно Фатмаи. Этот маленький уголок где-то в глубине страны дает чувство защиты, поддерживает и заряжает энергией».
Родители старались прививать дочери и сыну (у Тахмины есть старший брат) хороший вкус. Семья много путешествовала, и где бы они ни оказывались, непременным пунктом программы были музей, картинная галерея или опера. Дети пытались сопротивляться, считая эти походы пустой тратой времени. Однако, повзрослев, сказали родителям спасибо.
Несмотря на то что Тахмина Рафаэлла училась в закрытой английской школе, в десятом классе родители решили отправить ее на год в Швейцарию для углубленного изучения языка. Там один из мастер-классов вел известный американский актер, сыгравший в «Титанике», – Билли Зейн. В 15 лет в руки девушке попала книга «100 лучших фильмов, которые ты должен посмотреть, пока не умрешь», и Тахмина пропала – запоем смотрела мировую классику. Сначала влюбилась в Скорсезе, затем в Копполу, потом открыла для себя Полански и так далее.
Жизнь в Швейцарии приучила Тахмину к самостоятельности и ответственности. Поэтому, окончив школу в Баку, она приняла решение продолжать учебу в Америке.
«В 11-м классе накануне Нового года мы ставили в школе спектакль. Я написала сценарий – он назывался «Разбитые мечты». Действие пьесы происходило в Америке, в годы Великой депрессии. Наверное, с этого всё и пошло. Я отчетливо поняла, что люблю писать, что меня увлекает процесс постановки. Все это сейчас кажется по-детски наивным, но это было, и это мое...
«Хочу снимать фильмы о своей родине, об Азербайджане, рассказывать миру человеческие истории моей страны и о моей стране»
В 17 лет я считала, что только в Америке стоит учиться мастерству, там сердце кинематографа, там лучшие актеры и актрисы. Долго уговаривала родителей отпустить меня в Калифорнию, да так горячо, что в итоге они сдались. И я уехала».
В Калифорнии Тахмина Рафаэлла окончила режиссерский факультет и факультет литературного мастерства престижного Университета Пеппердайна (Pepperdine University). В аспирантуру решила не поступать, а сразу же взяла быка за рога: много работала, начала снимать и сниматься. Именно поэтому в ее портфолио к 28 годам уже шесть серьезных работ в коротких метрах, 14 номинаций и четыре награды на международных кинофестивалях. И это только начало.
Для неуемной девушки вся жизнь – учеба, а смысл постижения мастерства – в постоянной работе. Лучшее образование в творческих профессиях – опыт, уверена Тахмина. И поначалу даже неважно, в какой роли выступаешь, хоть ассистентом ассистента, главное – присутствовать на съемочной площадке, участвовать в процессе, слушать, видеть и учиться, как бы сложно ни приходилось.
«У меня есть любимое стихотворение – «Жираф» Николая Гумилева. Для меня оно воплощение мечты, вместе с ним я прошла многие испытания. Каждый раз возникает чувство, что оно написано для меня и про меня.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв, Послушай: далеко-далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф…
С будущим мужем, режиссером и сценаристом Генри Хьюзом, Тахмина познакомилась в университете, когда ей было 19. Они должны были участвовать в совместном проекте, но по техническим причинам тот не состоялся. Однако знакомство переросло в дружбу. Тахмине нравилось то, что Генри делает как режиссер (одна из его документальных лент была даже номинирована на «Оскар»). Ему же нравились ее актерская работа и неуемный потенциал. Оба много путешествовали, поддерживая отношения на расстоянии, но все же раз в году старались непременно увидеться. Встречи носили сугубо дружеский, профессиональный характер. Спустя пять лет оба внезапно поняли, что товарищеские отношения переросли во что-то большее, и с тех пор не расставались.
Прошлым летом Тахмина и Генри сыграли свадьбу. Местом торжества выбрали Баку, на этом настояла невеста, которая хотела разделить одно из главных событий своей жизни не только с многочисленной родней, но и с любимым городом. Свадьба получилась пышной, жених, чтобы сделать приятное Тахмине и выказать уважение ее близким, даже разучил азербайджанский народный танец.
В перерывах между съемками и фестивалями пара любит уединяться дома в Лос-Анджелесе или проводить время на природе, отправляясь в походы и на пикники.
«В биологических циклах с Генри мы совершенно не совпадаем. Он – жаворонок, я – сова. Засыпаю поздно, полночь для меня еще раннее время. Соответственно, и встаю поздно. Но во сколько бы ни проснулась, ровно в десять утра я сажусь за рабочий стол и пишу до трех дня. Это мои самые продуктивные часы. Потом с мужем обедаем и идем гулять. Мы любим проводить время на природе. Вечерами встречаемся с друзьями. В нашем кругу почти все режиссеры или актеры и, что самое важное, единомышленники, в этом смысле с друзьями нам невероятно повезло. Профессионально мы с Генри сильно влияем друг на друга, поддерживаем, критикуем, если есть повод, но очень уважаем и ценим мнение друг друга. Считаю, это очень важно в отношениях».
Сейчас пара живет в Лос-Анджелесе, в собственном доме с кошкой Джой и собакой Джун, взятых из приюта. Супруги считают важным помогать бездомным животным.
В рамках Венецианского кинофестиваля ежегодно проводится специальная конкурсная программа для талантливых режиссеров и сценаристов Biennale College Cinema. Из представленных на конкурс идей жюри выбирает четыре сценария и присуждает победителям гранты для съемок полного метра. Одним из лауреатов этой программы в прошлом году стала Тахмина Рафаэлла со своим фильмом «Бану».
Бану – молодая учительница, которая решает подать на развод и через суд пытается добиться опеки над девятилетним сыном. Тахмина говорит, что проблемы женщин и их положение в обществе волновали ее всегда: «Я давно вынашивала эту идею. Когда писала сценарий, много говорила с женщинами, которые столкнулись с подобными ситуациями, – о чувстве одиночества, беспомощности, об отсутствии женской солидарности именно в консервативных обществах, о том, откуда брать силы и смелость идти против всех».
Картина была представлена на Венецианском кинофестивале и получила положительные отзывы.
«Я еще в таком возрасте, когда всё постоянно меняется, каждый год оглядываешься назад и кажется, что ты теперь совершенно другой человек. Предсказать ничего невозможно, но мне интересно наблюдать за собой со стороны. Когда создаю что-то, а потом смотрю на предыдущие работы, вижу, что расту. Уверена, так будет и впредь. Да, мне пока не хватает опыта, но это поправимо, ведь желание есть, и оно огромное.
Твердо знаю одно: хочу снимать фильмы о своей родине, об Азербайджане, рассказывать миру человеческие истории моей страны и о моей стране. Фильмы, которые смогут помочь, повлиять, подтолкнуть или хотя бы заставить задуматься. Которые не вселяют чувство безнадежности, а дают надежду на перемены к лучшему. Фильмы, которые, несмотря ни на что, могли бы нас объединить».