Модельер Орхан Султан: из хорошей семьи

Сентенция «искусство вечно», к сожалению, не относится к высокой моде. По сравнению со скульптурой или картиной одежда от кутюр существует очень недолго – но успевает сделать мир красивее. 35-летний модельер Орхан Султан создал сотни платьев, которые можно назвать произведениями искусства. Как и у всех произведений искусства, у них есть зрители и поклонники.

Фото: Марк Боярский

Орхан Султан – модельер, основатель бренда Orkhan Sultan Collection, директор Orkhan Sultan Atelier Couture. Родился в Баку, живет в Москве, работает по всему миру. Специализируется на создании сценических платьев для солисток оперы и других звезд, однако среди его клиентов не только селебрити. За 15 лет работы в индустрии моды Орхан создал 15 коллекций haute couture, а также детскую коллекцию prêt-à-porter Sultan Kids.

Орхан состоит в Союзе дизайнеров России, он член Ассоциации русских художников в Париже и член-корреспондент московского Института индустрии моды. Лауреат международных премий и фестивалей индустрии моды.

Больше, чем платье

Когда публика овациями провожает со сцены Динару Алиеву, Веронику Джиоеву, Аиду Гарифуллину, Венеру Гимадиеву или Алину Яровую, часть аплодисментов предназначается их нарядам. В них эти оперные дивы предстают во всем блеске, а зрители получают двойную порцию восторга – слушая вокал и любуясь платьями от Orkhan Sultan Atelier Couture.

Орхан Султан одевает не только солисток Большого театра, но и других уважаемых женщин, имена которых ему не позволяет называть профессиональная этика. Впрочем, у этого модельера настолько уникальный почерк, что клиентскую тайну сохранить трудно: его вещи узнаваемы с первого взгляда.

Имя обязывает

Султан – не псевдоним, а фамилия мамы Орхана. Она ведет род от Данияла Султана, последнего правителя Илисуйского ханства. Его прах захоронен на аллее султанов в Стамбуле, а в музее азербайджанского города Гёйчай есть экспозиция, посвященная семье Орхана. Илисуйские султаны коллекционировали живопись и европейский антиквариат, а дочерям давали блестящее образование и учили рукоделию. Прапрапрабабушка Орхана соткала ковер, который был настолько хорош, что его подарили одной из французских императриц. Сегодня он находится в коллекции Лувра.

Талант создавать красивые вещи, видимо, передается у Султанов по наследству. Когда семья уже жила в Баку, он проявился у бабушки Орхана: оказалось, что она замечательная портниха. Бабушка, которая в ту пору только вышла замуж и окончила курсы шитья, придумывала для своих работ очень интересный крой и выбирала необычные сочетания тканей. Часто она расшивала детали одежды яркими пуговицами или полудрагоценными камнями – в общем, создавала настоящие дизайнерские вещи. Орхан до сих пор любит обсуждать с ней крой своих работ: у бабушки всегда найдется комментарий по делу. В этом году бабушке исполнится 80 лет, и внук, конечно же, сошьет для нее в подарок прекрасное платье.

Полная свобода

Модельер проявился в Орхане, когда ему было года четыре: мальчик стал обращать внимание на одежду окружающих. В Баку всегда умели красиво одеваться, и Орхан встречал выдающиеся наряды в гостях, в театре, на бульваре и, конечно же, на свадьбах. Потом он рисовал их по памяти на всем, что попадалось под руку, например на обоях, а через несколько лет – в школьных тетрадях.

Учителя бакинской школы №8 закрывали на это глаза, потому что так же увлеченно Орхан мог нарисовать стенгазету или сшить костюмы для школьного спектакля (а иглой он научился орудовать уже во втором классе). На платья Клеопатры, Хаммурапи и бременских музыкантов пошли лучшие покрывала и шторы из дома.

К счастью для Орхана, его за это почти не ругали. Во-первых, потому что за него всегда стояла горой бабушка со стороны папы, Валентина Савельевна. Она была дочерью адмирала, переехавшего в Баку из Одессы. Тот, кто осмеливался задеть ее любимого Орхана, имел дело с ее горячим темпераментом. А во-вторых, в семье решили поддерживать увлечение ребенка. Если Орхану нужна была дорогая книга по искусству или альбом его любимого Лео Бакста, он их тут же получал. Орхан изучил весь репертуар бакинского Музыкального театра. Видел, как ставят спектакли в Театре оперы и балета, потому что мамина подруга, сногсшибательная Марина Бабаева, была в этом театре первой скрипкой и брала мальчика с собой на работу. Глядя из-за кулис на репетицию «Травиаты», Орхан понял, что хочет шить платья именно для оперных див.

Орхан чувствовал себя свободным и в московском Колледже декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже, куда поступил учиться после школы. Там, по мнению Султана, практиковался самый верный метод обучения, когда преподаватели ставят задачу, объясняют принцип ее решения, а студенты идут к результату собственным путем. Это развивает самостоятельность и способность мыслить творчески. К тому же колледж дал Орхану сильную базу. На этом фундаменте он потом успешно достроил свое образование, проучившись сначала в Московском педагогическом университете, а потом – в Париже у знаменитого дизайнера Кастельбажака и в Высшей школе искусств и технологий моды ESMOD.

Еще до окончания колледжа Султан подготовил свою первую коллекцию haute couture на тему ювелирных яиц Фаберже. Тема была модной: тогда, в 2004 году, Виктор Вексельберг как раз выкупил у семьи Форбс самые ценные работы Фаберже и вернул их в Россию. Коллекция Орхана имела большой успех: показы прошли в Европе и Баку, а у самого модельера появилось множество знакомств и, соответственно, заказов.

С тех пор он создал 12 коллекций. Последняя из них – особенная.

Турандот haute couture

Орхану Султану сейчас 35 лет, 15 из них он в профессии – прекрасный повод для юбилейного показа. Место его проведения для Орхана было очевидным сразу – Баку: город, который дает ему силы для работы, где живут родные и друзья детства и где через полгода откроется шоурум Orkhan Sultan Atelier Couture. В юбилейной коллекции будет 53 платья плюс еще десять, в которых на подиум выйдут оперные дивы – те, для кого Орхан уже много лет создает сценические наряды. Коллекция посвящена опере Пуччини «Турандот». Поэтому на показе будет симфонический оркестр и живое исполнение оперных арий лучшими солистками Большого театра.

Орхан создавал коллекцию «Турандот» полтора года. Еще шесть месяцев он со своей командой будет шить платья из итальянских тканей и французских кружев. На небольшой итальянской фабрике, где Орхан всегда заказывает материалы, уже красят в нужные оттенки десятки метров шелка, органзы, шерсти. Орхану приходится постоянно контролировать процесс, потому что он не может рисковать: в проект «Турандот» вложено слишком много человеческих и денежных средств, не говоря уже о доверии со стороны Фонда Гейдара Алиева, при поддержке которого показ состоится.

Сегодня Орхан уже знает, чему будет посвящена его следующая модная коллекция (картинам азербайджанского художника Рашада Мехтиева). И коллекция, которая появится за ней (великой диве Марии Каллас). Но когда-нибудь Орхан обязательно перенесет на подиум одну сцену из детства, которая во всех подробностях сохранилась в его памяти.

Лето. Шемаха. Маленький Орхан гостит у бабушкиной сестры. Стены ее старого дома расписаны вручную необычайными цветами. В комнатах – гобелены, ковры, сундуки один краше другого.

Женщины – родственницы и соседки – вытряхивают из матрасов шерсть, моют и сушат ее. Затем садятся во дворе, поджав ноги и укрывшись шелковыми платками кялагаи, чтобы выбить шерсть. На подносе – сладости и стаканчики-армуды с чаем. Кто-то красиво курит через мундштук. В центре женского круга стоит швейная машинка, на которой бабушка Орхана шьет очередное уникальное произведение.

«Оперное платье – особый «жанр» в моделировании одежды, и Орхан – мастер этого жанра»

Чего хотят женщины

Когда Орхан был еще дошкольником, соседки перед выходом в гости или на бульвар советовались с ним как со стилистом: хорошо ли сидит юбка, подходят ли серьги, туфли. Орхан отвечал как есть: юбка полнит, туфли лучше заменить на босоножки, а серьги вообще не нужны. Соседки на правду не обижались: уже тогда Орхан мог находить общий язык с женщинами.

На своем курсе в колледже он был единственным мальчиком, остальные забрали документы, не выдержав ежедневного щебетания с однокурсницами. А для Орхана это родная стихия. Как истинный экстраверт, он может разговаривать часами. Как хороший модельер, он еще и немного психолог. Он знает: часто женщины заказывают совсем не то, что им нужно. А для понимания того, что нужно, надо спокойно пообщаться с клиенткой хотя бы пару часов, понаблюдать, как она двигается, почувствовать ее темперамент. Затем из этих наблюдений, словно из кусочков пазла, выстроить картину – будущее платье.

С женщинами Орхан предельно дипломатичен, но когда речь заходит о правильном крое и цвете, становится непреклонным. Он не совершает частой ошибки дизайнеров – не соглашаться с плохим выбором заказчика. Просто говорит: «Давайте возьмем паузу, и вы еще раз все обдумаете». Обычно этого достаточно. Например, одна из клиенток уверяла Орхана, что носит только черное и серое. А через три недели вышла от Султана в красном пальто – правда, с серой подкладкой.

Легче всего Орхану договариваться с главной женщиной в его жизни – девятилетней дочкой Иман, которая любит все красивое, особенно платья, часто ходит с отцом на модные показы и общается в инстаграме с оперными дивами. Султан надеется когда-нибудь передать ей свое дело. А пока ради Иман он создал детскую коллекцию Sultan Kids.

Для женщин, которые поют

Оперное платье – особый «жанр» в моделировании одежды, и Орхан – мастер этого жанра. Процесс создания вещи происходит так. Орхану звонит певица: «Скоро у меня концерт, буду исполнять арии Верди, времени на примерки нет, сделай что-нибудь, пожалуйста».

Султан ищет в интернете декорации к постановкам опер Верди на лучших мировых сценах и понимает, каких цветов должны быть платья певицы в первом и втором отделениях концерта. Поскольку Орхан дорожит временем своей клиентки, большинство решений по фасону и деталям платья он принимает сам, ограничиваясь парой примерок. Что касается расхода материала, то цифры могут быть ошеломляющими. Однажды на платье для Вероники Джиоевой ушло 36 метров шелка. На сцене оно смотрелось божественно!

Обычно сценические платья делаются с корсетом. Это очень красиво, но сложно, если учесть, что во время пения грудная клетка солистки увеличивается на 10–15 сантиметров. Как-то раз платье буквально лопнуло на певице, пока она брала ноту. К счастью для нее, профессионал Орхан закрепил корсет изнутри специальными страховочными крючочками на эластичной основе – благодаря им певица ушла со сцены одетой.

Если грудь дивы обычно стянута корсетом, то живот обязательно должен оставаться свободным и прятаться в складках. Поэтому талия у концертного платья часто завышена. Как правило, за сутки до концерта происходит контрольная примерка, после чего вещь в срочном порядке дошивается. В пять вечера оно, прекрасное и отутюженное, уже дожидается хозяйку в гримерке.

Великолепные сценические платья певицы надевают всего на два-три концерта, в четвертый раз выходить в нем на сцену не комильфо. Орхан относится к этому философски: цветок или бабочка тоже живут совсем недолго. В нашем мире недолговечны многие прекрасные вещи, но пока они с нами здесь и сейчас, будущее не имеет значения.

Сегодня Орхан будет выбирать оттенок ткани для декоративных вставок, расшивать жемчужинами корсет и с помощью визуальных ухищрений делать талию осиной. А когда выпустит из рук готовое платье, примется за другое.

Фото: Марк Боярский
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»