Концерты в честь юбилея Кара Караева
Концерт в Большом зале Московской консерватории. Фото: Анвар Галеев

Москва и Баку продолжают отмечать юбилей Кара Караева: в его честь прошли филармонические концерты и конкурс молодых пианистов.

Концерт в Большом зале Московской консерватории был выстроен по принципу «сначала – до и после Кара Караева, затем – сам Кара Караев». Первое отделение было отдано музыке Дмитрия Шостаковича (учителя и друга азербайджанского классика) и Фараджа Караева (естественного продолжателя дела отца). Во втором звучали сочинения героя вечера, в том числе редко исполняемые.

Вечер вел музыковед Рауф Фархадов – и это была не торжественная лекция о великом человеке, но рассказ о сложном пути композитора, о том, как менялся стиль, как опередивший свой век музыкант, посетив впервые Соединенные Штаты, вернулся с чувством, что советская музыка запаздывает в своем развитии лет на 50. Кара Караев тогда уже был очень знаменит, награжден орденами и премиями – и решил, что надо ломать себя и свой стиль, изучать новое, вгрызаться в незнакомую еще СССР додекафонию. Рассказ Рауфа Фархадова звучал очень лично – и очень искренне объяснял многое в музыке Кара Караева, и многое говорил о нем как о человеке. Предваряя Сюиту из музыки к кинофильму «Гамлет», написанную Шостаковичем, Фархадов обратил внимание публики на то, что о настоящем уважении и признании Шостаковичем таланта Кара Караева говорит не столько его знаменитая статья (великодушный и вежливый человек мог просто поддержать собрата), но тот факт, что, когда Шостаковича попросили написать музыку к кинофильму «Дон Кихот», а он был перегружен работой, он посоветовал обратиться к Кара Караеву, гарантируя таким образом высочайшее качество музыки.

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, ведомый Анатолием Левиным, исполнил сюиту в ярко-театральной манере: можно было представить себе и одинокие раздумья Гамлета, и ярость дуэли, и обрушивающийся грохот смерти, сменяемый стылой тишиной. Гораздо менее эффектным, но весьма выразительным стало исполнение сочинения Фараджа Караева: «Tristessa I. Прощальная симфония (Памяти отца, учителя, друга)» поражала воображение картинами опустевшего мира, над которым, кажется, шелестят потерявшие яркость звуки. Их почти не слышно – потому что их поэт ушел. Сквозь этот шелест прорываются две прелюдии Кара Караева – как воспоминания о том, что было.

Финал «Прощальной симфонии» Фарадж Караев сделал прямо театральным: вспоминая «Прощальную симфонию» Гайдна, где оркестранты встают по одному и уходят со сцены и голос музыки все истончается, он попросил музыкантов сделать то же самое. Вот только музыка не исчезла совсем: когда оркестр покинул сцену, в воздухе продолжала звучать третья прелюдия Кара Караева. В специально потрескивающей записи, с записанным вместе с ней «стуком сердца». Вот это осталось – музыка и сердце, говорит «Прощальная симфония» Фараджа Караева.

Во второй же части вечера прозвучал Quasi un Concerto Кара Караева – Фараджа Караева (солировал скрипач-виртуоз Никита Борисоглебский), нежная ария Роксаны из мюзикла Кара Караева «Неистовый гасконец» (Динара Алиева на несколько минут буквально превратилась в романтическую героиню Ростана) и яркая Албанская рапсодия Кара Караева, в предыдущий раз звучавшая в Москве более 70 лет назад.

Концерт в Баку был более лаконичным – на нем было исполнено только два сочинения. «Прощальная симфония» Фараджа Караева завершала вечер, а начинала его Лулу-сюита для сопрано и оркестра Альбана Берга, композитора, которого высоко ценил Кара Караев. За пультом Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли стоял Фуад Ибрагимов, а героиней оперы Берга стала Фарида Мамедова.

И наконец, очередь юбилейных выступлений дошла до юных музыкантов, многие из которых только начинают большую карьеру. В Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли прошел V Республиканский научно-исполнительский конкурс молодых пианистов. Этот конкурс – авторский проект профессора Тарлана Сеидова – собрал 144 участника из 29 городов Азербайджана. В отличие от многих других музыкальных состязаний программа научно-исполнительского конкурса предполагала не только исполнение произведений Кара Караева, но и анализ этих произведений: в первом туре музыканты представили свои доклады о тех произведениях, что собирались исполнять во втором туре, и ответили на вопросы жюри. В состав жюри вошли педагоги академии, а председательствовал в нем ректор БМА Фархад Бадалбейли. Членом жюри стала дочь Кара Караева, Зулейха Караева-Багирова, она и награждала лауреатов.

Абсолютным победителем конкурса стал ученик четвертого класса школы-студии Бакинской музыкальной академии Даниил Тюрин (класс Наргиз Мансуровой). Кроме того, награды получили 11 лауреатов и 32 дипломанта конкурса.

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»