Вышло собрание сочинений нот Кара Караева

Фонд Гейдара Алиева издал нотное собрание сочинений Кара Караева в рамках проекта «Вечные подписи».

Проект, представляющий сочинения выдающихся азербайджанских композиторов, появился по инициативе президента фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой в 2019 году. За три года вышло уже 71 издание с произведениями Асафа Зейналлы, Джовдета Гаджиева, Фикрета Амирова, Кара Караева, Ниязи и Васифа Адыгезалова. Специалисты заново исследовали все нотные тексты и исправили ошибки, допущенные при печати многие десятилетия назад. В результате в распоряжении музыкантов появились образцово изданные произведения классиков ХХ века. Именно на них будут ориентироваться солисты и оркестранты в следующие годы и десятилетия, а затем и века: даже если в будущем перестанут играть с бумажных нот, выверенные тексты останутся. Очередной сборник, вышедший в рамках проекта в 2021 году, представили в бакинском Доме-музее Кара Караева (филиале Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана).

Кара Караев работал в самых разных формах – от симфонической поэмы «Лейли и Меджнун» (1947) до кантаты «Знаменосец эпохи» (1959) и от балета «Тропою грома» (1957) до симфонических гравюр «Дон Кихот» (1960). Музыкант, о котором его учитель Дмитрий Шостакович уже в момент выпуска того из консерватории написал: «Кара Караев обладает большим и ярким композиторским дарованием», – реализовал себя чуть ли не во всех возможных музыкальных жанрах. Это и театральные произведения («Тропою грома» шел по всему СССР: после премьеры в Мариинском театре – Большой, Казань, Баку, Уфа и далее везде – от Кишинева до Новосибирска; не менее славная судьба сложилась у «Семи красавиц» и «Лейли и Меджнуна»), и музыка для кино (образ Дон Кихота для множества людей ассоциируется с мелодиями, звучавшими в фильме Григория Козинцева), и инструментальная музыка (где даже экспериментировал с серийной техникой), и сочинения для хора и оркестра. Взяв в руки новое нотное издание, любой музыкант теперь может выбрать то произведение мэтра, что наиболее подходит к его инструменту и видению музыки.

В вечер презентации в Доме-музее, конечно, звучала музыка Караева: играл народный артист Азербайджанской Республики, директор Азербайджанской государственной академической филармонии Мурад Адыгезалзаде. О значении творчества композитора для мировой музыкальной культуры и о важности нового издания его сочинений говорили директор Государственного музея музыкальной культуры Алла Байрамова и директор дома-музея Кара Караева Зулейха Караева-Багирова, дирижер Орхан Гашимов и художник Вугар Али. Последний также представил собравшимся шесть картин, созданных под впечатлением от вокального цикла Караева «Шесть рубаи».

Фото: Azertag
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»