Бакинцы в Щукинском

В зале учебного театра не было свободных мест, зрители стояли в проходах. Им хотелось устроить овацию, скандировать «Браво!» и забрасывать актеров цветами. Но по правилам Театрального института им. Щукина ничего этого делать было нельзя: на сцене шел экзамен. Азербайджанский курс заканчивал второй год обучения, играя отрывки из разных спектаклей…

Два года назад эти же ребята сдавали на сцене бакинского Дома актера вступительные экзамены. В 2016 году Щукинский институт с российской стороны, а с азербайджанской – Министерство культуры и туризма и Союз театральных деятелей решили набрать в Баку абитуриентов и отправить их в Москву учиться на актеров и режиссеров. Благодаря сарафанному радио весть об этом моментально разнеслась по городу и окрестностям.

Наиль Шихкаримов: «Тогда я вместе с Фидан Мамедовой и Абдуллой Исмаиловым учился в Азербайджанском университете культуры и искусств. Мы часто бывали в Союзе театральных деятелей – там и узнали, что будут набирать спецкурс в Щукинский институт. И подумали: почему не попробовать? Вскоре приехала приемная комиссия из Москвы, в том числе завкафедрой режиссуры и наш будущий художественный руководитель Михаил Борисович Борисов. Экзамены проходили три дня: танец, статичная сцена, чтение басни, стихов, прозы… Прослушиваться пришли совершенно разные люди: от совсем юных ребят до профессиональных актеров. Не знаю, по какому принципу нас набирали, но результат получился интересным. Потому что, с одной стороны, на курс приняли Вурсала Мехралиева, который 20 лет играл в бакинском ТЮЗе, и Рамаиля Байрамлы, который работал в музыкальном театре. А с другой стороны, взяли, например, Авсаддина Алекперова и Мику Алиева, которые только что окончили школу».

separator-icon

Разница в возрасте и опыте объясняется просто: на третьем и четвертом курсах студенты постарше будут учиться на режиссеров. Впрочем, пока и они, и юное большинство изучают актерское мастерство. Надо сказать, что обычно студенты театральных вузов учатся на актеров в так называемых мастерских у одного преподавателя. И он один объясняет своим студентам основы профессии. Разумеется, этот преподаватель – отличный профессионал, но ведь какому-то студенту может понадобиться более широкий спектр мнений и знаний. И потом, вдруг это окажется просто «не тот» учитель.

Что касается Института им. Щукина, то студенты занимаются здесь у всех преподавателей кафедры актерского мастерства. И как будущие актеры получают гораздо больше, чем в мастерских.

Микаил Алиев: «Я самый молодой на нашем курсе, и экзамены мне сдавать было очень тяжело. Но поступать на основной курс Щуки в Москве было бы гораздо сложнее: там и конкурс гигантский, и экзаменационных туров больше, и правила жестче. Когда я узнал, что меня приняли, испытал огромное облегчение, подумал: «Ну наконец-то все кончилось». Но все только начиналось!»

separator-icon

В сентябре набранный азербайджанский спецкурс приехал в Москву, где как раз очень не по-бакински похолодало. А вскоре началась зима, про которую москвичи говорили, будто она самая лютая за последние сто лет, и бакинцы охотно в это верили. Но гораздо суровее зимы оказалась гигантская столица, живущая по жестким правилам, и огромная нагрузка, физическая и психологическая.

Весь курс поселили вместе в молодежном хостеле в районе Останкино. Оттуда надо было к 9.30 ехать в институт. Пары заканчивались около восьми вечера, но если была намечена репетиция, то она могла продлиться и до полуночи. Но и после этого, уже в хостеле, занятия продолжались, особенно если дело было перед сессией. Или если кому-то срочно требовалось повторить сцену из спектакля с партнером, разбудить соседа и попросить его помочь было в порядке вещей. Так что театр для наших студентов длился 24 часа в сутки семь дней в неделю. А они жалели, что в сутках нет еще пары часов, а в неделе – дополнительных дней. Желание учиться было таким сильным, что даже морозы в какой-то момент стали не страшны. Да и времени не оставалось на то, чтобы мерзнуть.

Бахруз Алиев: «Обычно мне некогда даже ностальгировать и скучать по родным. Я постоянно чем-то занят, у меня вечный недосып, и в голове мысли только об институтских предметах. Но когда вдруг нахлынет тоска по дому, с ней трудно справиться. Мама меня очень любит, в детстве она меня с рук не спускала, и сейчас ей плохо без меня. Прошло два года, как я учусь в Москве, а она до сих пор не привыкла, что я далеко, постоянно звонит. Ей надо знать, что я делаю прямо сейчас, что произошло за день в институте, в гостинице. Ей надо находиться рядом, видеть и чувствовать то же, что и я. Эта наша связь дает мне силы. Хотя на мамины звонки я могу отвечать гораздо реже, чем хотел бы».

separator-icon

«Театр для наших студентов длился 24 часа в сутки семь дней в неделю»

Уникальный азербайджанский курс оказался очень компактным, и это прекрасно, потому что каждому студенту в избытке достается внимание преподавателей. На курсе десять бакинцев и четверо российских студентов, которыми худрук Михаил Борисов решил «разбавить» азербайджанцев. Во-первых, чтобы немного уравновесить мужское большинство в группе девушками – Анной Луценко, Татьяной Светличновой и Анной Августиновой. Во-вторых, для гармоничного сочетания темпераментов. Ну а в-третьих, эти студенты Борисову просто понравились. В результате 14 студентов спецкурса теперь идеально дополняют друг друга – прямо как специи в хорошем рецепте. Кстати, одного из россиян зовут Тельман Сулейманов, и он этнический азербайджанец.

Тельман Сулейманов: «Я целых три года безуспешно пытался поступить в Щукинский институт. А на четвертый попал в точку – к Борисову, у которого всегда хотел учиться, и к лучшим в мире однокурсникам. Я никогда не видел на нашем курсе зависти, злобы. Если товарищ успешнее тебя, это значит только одно: за него стоит порадоваться, а тебе – лучше работать. У нас на курсе тот, кто умеет что-то делать лучше, всегда поможет другому. Например, у Рамаиля идеальный слух и чувство ритма, нам всем до него далеко. И он, зная это, всегда поддерживает нас. А Бахруз отлично танцует – и готов каждому помочь. Мы постоянно получаем друг от друга человеческую поддержку. Когда мы с Аней Луценко репетировали педагогические отрывки, со мной было довольно сложно: я мог не собраться, не «включиться». Но Аня всегда спокойно и терпеливо помогала. Однажды она увидела, что я расстроен, и прислала эсэмэс: «Жизнь прекрасна». Конечно, прекрасна, когда рядом такие люди!»

separator-icon

Анна Августинова – коренная москвичка, но после двух лет учебы на азербайджанском курсе ее стали принимать за бакинку. Особенно когда она начинает темпераментно спорить с однокурсниками – в такие моменты у нее даже прорывается азербайджанский акцент (все из-за музыкального слуха и актерской привычки складывать в «творческую копилку» яркие детали поведения). Самые жаркие споры заходят на тему коварства и любви.

Анна Августинова: «Однажды педагог по зарубежной литературе объясняла нам взаимоотношения героев книги: «Пока мужчина не надел девушке кольцо, он ничего не вправе от нее требовать». Ну то есть если не обрученная подруга тебе изменила, то претензии ты предъявлять не можешь. Авсаддин тут же вскинулся: «Как это не можешь? Да что же это за понятия такие!» Мы ему говорим: «Но ведь эти правила действительны для обеих сторон». А он: «Да ясно, что мужчинам можно. Но чтобы девушка изменила! По нашим правилам она совсем не права. А по вашим правилам… все равно прав я». С нашими ребятами всегда весело, всегда движение, эмоции. Мы обсуждаем тысячи тем и очень много ссоримся, а потом, конечно, миримся. Я помогаю им с русским языком (хотя если у кого и были сначала проблемы, то их уже почти не осталось), а сама уже немного говорю по-азербайджански. Я даже в Баку успела съездить. Как же меня там красиво принимали! В начале первого курса я ребятам показывала Москву, но поскольку они люди очень любознательные, то быстро изучили город сами. И теперь могут дать фору москвичам, которые иногда затрудняются ответить, как называется соседняя улица. Мне очень повезло с однокурсниками. Очень хочу, чтобы мы друг друга не потеряли, чтобы наша дружба сохранилась».

Авсаддин Алекперов: «Про разницу менталитетов я, наверное, могу рассказать больше всех. Девушка, которая может изменить, – это цветочки по сравнению с тем, как я впервые пришел на занятие по классическому танцу. Там мне, человеку, воспитанному в Баку, пришлось надеть лосины. А надо сказать, что на первом курсе я весил 90 кг, и лосины на мне смотрелись не очень хорошо. Но педагог, увидев мое смущение, помогла мне, причем каким-то чудесным образом смогла сделать это даже без слов. Вообще, все наши преподаватели готовы объяснять непонятные вещи столько, сколько понадобится, и делают это очень убедительно. А мы в ответ стараемся оправдать их ожидания».

separator-icon

Создатель знаменитой актерской системы Константин Сергеевич Станиславский считал, что самое важное для актера – вера в предлагаемые обстоятельства. То есть в жизненную ситуацию, которая воспроизводится на сцене: чем больше актер погрузится в детали, тем правдоподобнее будет его игра.

С веры в предлагаемые обстоятельства началась студенческая жизнь азербайджанского курса Щукинского института в Москве. С одной стороны, это были первые уроки актерского мастерства, основанные на методике Станиславского: органичное молчание, память физического действия или этюды на взаимодействие. С другой стороны, предложенные жизнью обстоятельства требовали самодисциплины, полной выкладки и почти круглосуточной работы. Азербайджанский курс закончил второй год обучения показом отрывков, и играли студенты просто здорово! На этом этапе для них, образно говоря, закончилась «арифметика». Теперь начнется «высшая математика»: сложная жанровая драматургия, объемные роли – в том числе со стихотворным текстом. На третьем году обучения формируется репертуар, с которым курс будет выпускаться. Поэтому дипломной работой курса на четвертом, последнем году обучения станет полноценный спектакль, на котором ребята будут работать как настоящая театральная труппа.

В идеале они и должны превратиться в суперпрофессиональную труппу, которая через два года вернется на родину работать в бакинских театрах. И все у ребят получится, потому что труппой – сплоченным творческим коллективом – они стали с самых первых студенческих дней.

Сегодня они уже почувствовали свои силы и знают свои способности. Но даже если в мечтах они видят себя на сцене одного из ведущих театров в главной роли, все прекрасно понимают, сколько ради такого результата предстоит учиться. И это их по-настоящему увлекает, пока даже больше, чем перспектива стать звездами и получить обширный репертуар.

Азербайджанский курс Щукинского института поверил в предложенные обстоятельства.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»