Бакинский детектив режиссера Александрова: забытые сказки

Григорий Васильевич Александров оказался в годы Великой Отечественной войны в Баку в должности руководителя местной киностудии. Этот эпизод его жизни оброс легендами – отчасти потому, что оба бакинских фильма, снятых режиссером «Веселых ребят», сразу же легли на полку.

Азербайджанский актер Хосров Меликов, сыгравший в фильме «Одна семья» главную роль танкиста, с Любовью Орловой и Григорием Александровым.

Сам Александров в книге воспоминаний «Эпоха и кино» пишет о Баку мало, в основном восхищается трудовыми подвигами коллег по цеху («В это тяжелое время на Бакинской студии снималась искрящаяся весельем, народным юмором музыкальная комедия Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан». Работа над этой комедией еще раз свидетельствовала, что ни у кого из нас, работников кино, не было и тени сомнения в нашей победе над немецко-фашистскими захватчиками. И мы не просто ждали ее – мы сражались за нее своим оружием»).

О собственных сражениях на идеологическом фронте – одна короткая строчка: «Наша группа снимала документальный фильм «Каспийцы». Снимали в Бакинской бухте и в предгорьях Кавказа вблизи Майкопа». «Каспийцев», как и военный киносборник «Одна семья», заинтересованная публика увидела только в 1990-е годы. Это был единственный своего рода провал в карьере Александрова. Ходили слухи, что «Одну семью» положили на полку по приказу самого Сталина, что вряд ли соответствует действительности. Почти детективная история двух бакинских картин («Каспийцев» долгое время считали утраченными и даже уничтоженными) связана не столько с качеством работы, сколько со сложившейся в военные годы специфической киношной конъюнктурой.

Сама история внезапного вызова Александрова из Алма-Аты, куда был эвакуирован весь действующий состав «Мосфильма», в Азербайджан весьма странная. Еще в Москве во время воздушного налета режиссер был контужен: проведя сентябрь 1941 года в больнице, на фронт призван не был. В октябре работать в столице стало опасно. «Мосфильм» бомбили. Однажды в кадре оказалась упавшая с неба «незапланированная» режиссером бомба-зажигалка – никто даже не ахнул и не прервал съемки. Московские и ленинградские студии решено было перевести в Алма-Ату, где в срочном порядке построили специальный съемочный павильон.

О своем переводе в Азербайджан в должности директора Бакинской киностудии Александров узнал, лежа на больничной койке: прямо с перрона его увезли в алма-атинский госпиталь – в пути дало о себе знать свежее ранение. Выхлопотал это высокое назначение лично Первый секретарь ЦК Азербайджана Мир Джафар Багиров. Перед Григорием Васильевичем была поставлена задача увековечить подвиг бакинских тружеников тыла.

Александров приехал в Баку вместе с супругой, актрисой Любовью Орловой. Свои впечатления от города он описывает весьма патетично: «Враг рвался через Кавказский хребет к нефтепромыслам Абшерона. Город подвергался бомбежкам. По Каспию через Баку шло вооружение и армейское снаряжение. Каспийские военные моряки конвоировали транспорты, защищали Баку от налетов вражеской авиации, маршевыми батальонами морской пехоты уходили защищать Кавказ. За много километров были видны черные шлейфы дыма от горящих складов нефти». Причуды памяти не поддаются корректировке: в этих строчках Григорий Васильевич, по сути, пересказывает собственный фильм.

Через Каспий действительно лежала южная «дорога жизни», обеспечивающая фронт необходимым горючим. Жизнь в тылу была соткана из монотонных будней и изнуряющего повседневного труда. Авианалеты были редкостью для бакинцев. Изначальный замысел режиссера – сделать честную документальную ленту – был подвергнут критике. Сохранились долгие эпизоды: каспийские моряки буквально голыми руками отвоевывают зимнюю навигацию в Астраханской акватории, ломают лед молотом, киркой и лопатой. Чтобы снять эти кадры, группе операторов во главе с Николаем Большаковым приходилось рисковать жизнью и здоровьем. Но от режиссера «Светлого ручья» и «Цирка» ждали картину, выдержанную в «большом стиле».

По ходу работы в «Каспийцев» – встык с хроникальными кадрами – внедряются все визуальные эффекты, характерные для Александрова-эксцентрика. Комбинированные съемки и мультипликация: начальные кадры выполнены в технике объемной анимации. Мюзикл: Любовь Орлова дает концерт для бойцов фронта. Обязательные для Александрова животные: кадр с бомбежками астраханского заповедника монтируется с вспархивающей в небо стаей фламинго, дымовые завесы разряжаются эпизодом с пробегающим по пустынным улицам города одиноким псом – из монтажа рождается образ города, к которому подступают силы зла. В кульминации фильма появляются шаржированные злодеи (верхушка гитлеровского командования), разрезающие торт с географической картой региона, – результат искусных комбинированных съемок: Каспийское море на кондитерском изделии выглядит темным шоколадным пятном, Гитлер ложечкой черпает шоколад и поливает жирный кусок с надписью «Баку» (этот смачный эпизод александровского фильма по сей день режиссеры-документалисты используют в качестве «хроникального»).

В итоге картина «Каспийцы» получилась, как корректно сформулировали сегодняшние историки кино, «примером редчайшего жанра, который можно определить как документальную сказку о войне». В картине страшное монтируется со смешным, драматизм документальных кадров многократно усилен монтажными эффектами и музыкой Кара Караева. Картина выглядела столь необычно и так контрастировала с привычным стилем военной кинохроники, что ее предпочли не показывать вовсе.

Примерно такая же судьба ожидала игровую ленту «Одна семья», снятую Александровым совместно с бакинцами Аскером Измайловым и Али-Саттаром Атакишиевым. История про бакинца-танкиста, перепутавшего адрес и по счастливой ошибке попавшего в дом русской девушки Кати (Любови Орловой), была показана публике один раз, в октябре 1943 года. До проката фильм допущен не был, документов, объясняющих причины запрета, не обнаружено. Картина состояла из трех новелл: каждая – воспоминание одного из персонажей. Самые яркие образы – женские: Марзия Давудова (мать танкиста, отправившаяся в море подменить сына на буровой) и Окума Курбанова (отчаянная супруга водолаза, ныряющая под горящую водную гладь) вытеснили на обочину легкомысленную героиню Любови Орловой.

В конце 1943 года Александрова отзывают из Баку. Режиссер возвращается в столицу возглавить «Мосфильм», а через год приступает к работе над картиной «Весна».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»