История азербайджанской мультипликации: ковровая дорожка

Азербайджанская анимационная школа складывалась долго и трудно и в силу разных обстоятельств не была оценена по заслугам. Еще в начале 1933 года сотрудники тогдашнего «Азфильма» привезли из Москвы необходимое оборудование, чтобы использовать анимационные эффекты в производстве неигровых образовательных фильмов. В 1935 году молодой режиссер Е. Дикарев представил худсовету сценарий и эскизы первого мультфильма «Несчастье Аббаса». К сожалению, работа эта не сохранилась, и невозможно даже судить о степени ее завершенности.

Прошло больше 30 лет, прежде чем появились первые азербайджанские анимационные фильмы и сформировалась абсолютно самобытная, ни на что не похожая традиция.

В конце 1960-х на бакинской киностудии оборудовали анимационный цех и поставили перед молодежью задачу наладить производство детских мультипликационных фильмов. Была создана группа из 20 художников, которых отправили на специально созданные анимационные курсы. И уже в 1969 году с экрана на зрителей буквально спрыгнул малыш Джиртдан (Cirtdan, или «Карлик») режиссера Эльчина Эфендиева. «Джиртдана» публика очень полюбила и долго не отпускала с экранов. Мультик и правда вышел необычным: вместе с чертенком-джиртданом по анимационному полю скакали геометрические элементы азербайджанского ковра – стилизованные птицы, драконы, цветы и языки пламени. Узор менялся как в калейдоскопе. Ковровая подложка служила одновременно и местом действия, и движком сюжета. Лента вышла удивительно динамичной и по-настоящему стильной.

Следом вышла изысканнейшая анимационная лента «Фитне» (Fitnə) Аганагы Ахундова. Снятый по мотивам поэмы «Семь красавиц» Низами Гянджеви, мультфильм был строго выдержан в стилистике азербайджанской книжной миниатюры: прорисовка персонажей, архитектоника мизансцен, изысканная графика пейзажей. При этом вся картина была расцвечена какими-то абсолютно сновидческими красками. «Фитне» оценили профессионалы, но у широкого зрителя не детский по сути фильм успеха не имел.

В 1970-е появляется целая серия более привычных глазу анималистических историй: «Медведь и мышка», «Лев и бык», «Жук и мышка». Но и в заданных рамках азербайджанским художникам удалось создать абсолютный национальный хит: снятая режиссерами Назимом Мамедовым и Бахманом Алиевым сказка-притча «Лиса совершает паломничество» выдержана в фольклорной традиции, а все звериные персонажи наделены яркими индивидуальными чертами и выглядят карикатурными героями «Тысячи и одной ночи». Спустя год этот же творческий дуэт выпустит на экраны фильм-сказку «Принцесса Черное Золото», где языком мультипликации расскажет историю азербайджанских нефтепромыслов.

В 1974 году в Баку прошел VII Всесоюзный кинофестиваль, где в анимационном конкурсе победила поэтичная лента «Почему облако плачет» режиссера Месуда Панахи, где тоже используются элементы миниатюры, но деликатно адаптируются под восприятие зрителя. Настоящий анимированный облачный атлас, где эфемерные воздушные массы воюют, образуют союзы, рассеиваются, влюбляются, страдают.

На рубеже 1970–1980-х годов режиссеры начинают использовать смешанные анимационные техники, появляются новаторские мультфильмы. Режиссер Франгиз Гурбанова в картинах «Сотвори мечту» и «Аквариум» сводит в одном пространстве живых актеров и анимационных персонажей. Назим Мамедов снимает для взрослой аудитории нравоучительный фильм-аппликацию «Добро и Зло».

В конце 1980-х на «Азербайджанфильме» снимается все больше сатирических фильмов на злобу дня. Визуальные достижения мультипликаторов контрастируют с ангажированными абсурдными сюжетами. Великий без преувеличения экспериментатор Гурбанова, которая могла бы стать азербайджанским Рыбчинским, делает рекламные ленты для антиалкогольной кампании («Однажды вечером»). Вахид Талыбов изысканным визуальным языком рассказывает плоскую политическую сатиру «Однажды где-то».

В 1991 году на престижном Международном фестивале «Крок» побеждает лента «Посвящение», где синтезированы все полувековые находки азербайджанских мультипликаторов. Падает бесконечный снег, звучит бетховенская «Ода к радости» – по-восточному монохромный пейзаж тает в залитых солнцем воспоминаниях детства, живые человеческие руки трогают теплый огонь, идут годы – пластилиновая анимация сменяет рисованную, те же руки, но уже стилизованные, листают старые письма и перебирают фотографии. Снова валит снег. Фильм посвящен людям, не вернувшимся из сталинских лагерей.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»