Открылся дом-музей Гаджи Тагиева
Восточный зал. Фото: Дом-музей Гаджи Зейналабдина Тагиева

К столетию Национального музея истории Азербайджана (НАНА) открылся после реставрации дом-музей Гаджи Зейналабдина Тагиева – архитектурная и историческая достопримечательность Баку.

Юбилейные мероприятия по случаю столетия НАНА растянулись почти на год. Распоряжение о праздновании было подписано Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым еще в декабре, но из-за карантинных мер некоторые пункты программы – в частности, международную научную конференцию – пришлось перенести на осень. Однако мемориальный дом-музей Тагиева, входящий в структуру НАНА, открылся раньше. На камерном открытии присутствовали президент Национальной академии наук Азербайджана академик Рамиз Мехтиев и первый вице-президент НАНА академик Иса Габибейли.

Гаджи Зейналабдин Тагиев. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики

Красивейший особняк, построенный в 1893–1902 годах, в разгар нефтяного бума, по заказу нефтепромышленника и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева, занимает целый квартал в центре Баку. Архитектором стал Юзеф Гославский, польский дворянин, выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров и городской архитектор Баку, которому покровительствовал Тагиев. Дворец стал даром нефтяного короля любимой жене Соне Араблинской. Для возведения неоренессансного палаццо на Горчаковской улице Гославский выбрал местный известняк с его податливой пластикой и светлыми тонами. Над реализацией проекта трудилась команда из без малого 300 инженеров, плотников и каменщиков. Из России, Франции, Америки и Германии везли новейшее оборудование, в том числе систему вентиляции, отопления и свет. Общий бюджет строительства составил 1,2 миллиона рублей.

Фасад дворца со стороны Барятинской улицы (ныне улица Абдулкерима Ализаде). Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики

Еще при жизни Гаджи Тагиева, в 1920 году, его особняк превратился в музей просвещения родного края – Истиглал. С 25 октября 1920 года он стал называться Государственным музеем Азербайджанской ССР, с 31 марта 1936 года – Музеем истории Азербайджана и филиалом Академии наук СССР. Экспозицию составили из артефактов материальной и духовной культуры Азербайджана разных периодов, начиная с каменного и бронзового веков. В 1941 году в тагиевском дворце разместилось правительство Азербайджанской ССР, а музей переместили во Дворец Ширваншахов; в 1954 году всё вернули на место. 

Фото: Эмиль Халилов

Понятно, что за перипетиями советского периода к памятнику дореволюционной архитектуры не проявляли большого пиетета: парадные залы подвергались перепланировке, фрески закрашивались, рисунок драгоценного паркета стирался. Только в независимом Азербайджане имя Тагиева дождалось реабилитации. В 2007 году по инициативе президента страны особняк был реставрирован, и в нем заработал мемориальный музей-квартира Гаджи Зейналабдина Тагиева. Сейчас же завершен весь комплекс реставрационных работ, проведенных по современным мировым стандартам.

Под мемориальную экспозицию отведено девять комнат, восемь из которых сохранили изначальное убранство: кабинет хозяина, библиотека, столовая, спальня, будуар жены, бильярдная, гардеробная и Восточный зал – одно из самых больших и величественных помещений во дворце, которым Тагиев особенно гордился. Реставрацией занималась международная команда азербайджанских и итальянских специалистов. В воссоздании интерьеров им очень помогли фотографии из семейного альбома Тагиева. Комнаты дворца утопали в роскоши: двери из лимонного дерева, обитые натуральной кожей стены, наборный дубовый и березовый паркет, тонкие мавританские колонны... Только на отделку потолка с сурами Корана в Восточной гостиной когда-то ушло девять килограммов золота. Мягкую мебель, обитую шелком, Тагиеву везли морем из Америки.

Международная команда реставраторов в точности восстановила шкафы, стулья, письменный стол, панели из красного дерева, украшавшие кабинет мецената. Над столом заняли свои места живописные полотна из его коллекции: портреты правителей Ирана Надир-шаха Афшара и Фатали-шаха Гаджара, российского императора Николая II и его жены Александры Федоровны, а также портрет самого Тагиева кисти Исаака Бродского, заказанный в 1912 году Городской думой за заслуги мецената в строительстве средней технической школы Баку. Из ореха, бука и груши воссоздали оригинальные двери; стенам столовой вернули историческую обивку, а на длинном столе выставили сервиз, подаренный Тагиеву бухарским эмиром. Многие элементы интерьера, такие как гигантские люстры Восточного и Европейского залов, были тщательно очищены от вековой пыли в лаборатории музея. Особый интерес публики теперь вызывает изысканно обставленный будуар хозяйки дома Соны ханым: его потолок выложен зеркальной плиткой, а стены украшены разноцветными узорами.

Вензель Гаджи Зейналабдина Тагиева. Фото: Из архива журнала «БАКУ»

В ходе работ были обнаружены или восстановлены объекты, ранее недоступные глазам посетителей. Например, благодаря современному реставрационному оборудованию удалось привести в порядок два занавеса ручной работы высотой более трех метров, находившихся в плачевном состоянии. Музею удалось отследить и приобрести образцы посуды, хрустальных бокалов и серебряных столовых приборов, принадлежавших семье Тагиева и украшенных сложным фамильным вензелем: он заказывал их непосредственно у производителя во Франции. Предметы эти заняли свое законное место в большом буфете из орехового дерева в столовой. 

Рабочий кабинет Тагиева. Фото: Дом-музей Гаджи Зейналабдина Тагиева
Часть Восточного зала. Фото: Эмиль Халилов

И конечно, не обошлось без современных цифровых технологий: в отдельной комнате дома-музея появилась информационная зона с сенсорным экраном. Идея его установки принадлежала заведующему отделом экспозиции и организации выставок музея Сабухи Ахмедову. «Еще до реставрации мы начали анализировать запросы посетителей. Так выяснилось, что большинству недостаточно краткой информации об экспонатах: люди интересуются разными сторонами жизни и деятельности Тагиева: его биографией, предпринимательской и благотворительной деятельностью, – рассказывает Ахмедов. – Вариант настенного информационного экрана мы отмели: подобное устройство предполагает одномоментное использование лишь одним человеком. В итоге пришли к идее сенсорного экрана в виде стола, за которым одновременно могут работать четверо посетителей. Именно такой вариант сейчас внедряют многие мировые музеи».

Оборудование было заказано за рубежом, тестирование и подготовку программного обеспечения осуществили азербайджанские специалисты. Информационное наполнение на азербайджанском, английском и русском языках подготовили научные сотрудники музея под руководством ученого секретаря Фархада Джаббарова. При желании пользователи могут увеличивать фотографии и размер шрифта. В дизайне сенсорного стола учли стиль и обстановку мемориального музея: стойка подсвечивается мягким внутренним светом, пронизывающим резной орнамент шебеке. Вкупе с голубоватым сиянием экрана в полутемной комнате это дает таинственный эффект, приглашая погрузиться в историю бывших хозяев дома.

В первой на мусульманском Востоке Бакинской мусульманской женской школе, созданной по инициатива Тагиева. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики
В первой на мусульманском Востоке Бакинской мусульманской женской школе, созданной по инициатива Тагиева. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики
В первой на мусульманском Востоке Бакинской мусульманской женской школе, созданной по инициатива Тагиева. Фото: Национальное архивное управление Азербайджанской республики

Здесь же, в информационной зоне музея, можно рассмотреть ранее не выставлявшиеся раритеты из семейного архива Тагиевых: письма нефтепромышленника, его многочисленные ордена и медали, а также фотографии, отреставрированные в музейной лаборатории. Исследователи уверены, что в дальнейшем эти снимки позволят прояснить ранее непонятные детали жизни мецената и всей эпохи нефтяного бума. 

Огромная люстра – элемент декора Восточного зала. Фото: Дом-музей Гаджи Зейналабдина Тагиева
Потолок будуара Соны ханым Тагиевой, украшенный мелкими фигурными зеркалами. Фото: Дом-музей Гаджи Зейналабдина Тагиева
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»