Три возраста Хараба-Гилана

На востоке Нахчыванa, между Карадагским и Зенгезурским хребтами Малого Кавказа есть живописная горная долина Гиланчай. На левом берегу одноименной реки простираются обширные развалины древнего города Хараба-Гилан. «Гилан» в переводе с персидского означает «великий», а «хараба» – «руины». 

Сегодня на городище можно встретить только археологов да изредка жителей соседних сел. А несколько веков назад тут кипела жизнь, шла торговля, развивались искусство и ремесла. Здесь процветал богатый город Киран. О звездном часе, тайнах и гибели этого мегаполиса рассказывает доктор наук Института археологии и этнографии Академии наук Азербайджана Бахлул Ибрагимов.

«Руины Кирана были обнаружены случайно. В 1912 году крестьянин выкорчевывал на территории городища корень и обнаружил под ним кувшин с золотыми монетами IX–X веков, времен владычества Арабского халифата. Сокровища тут же оказались у перекупщиков, крестьяне из соседних сел кинулись искать клады и при этом основательно порушили памятники Хараба-Гилана. К счастью, из-за этого ажиотажа на руины обратили внимание власти, и на берега Аракса стали снаряжать первые археологические экспедиции.

Основные раскопки пришлись на 1970–1980-е годы и прекратились в 1990-м. Несколько лет назад работы возобновились, и все время с тех пор я принимал в них участие. По тому, что мы обнаружили, можно сделать вывод, что Киран был одним из интереснейших городов средневекового Азербайджана.

Единственная сохранившаяся в Хараба-Гилане сторожевая башня.

Первые поселения, на месте которых впоследствии вырос Киран, появились в IV веке до н. э. К сожалению, как раз этот период «раскопан» мало – ведь на месте античных построек позднее встали средневековые, древние камни использовали для строительства более поздних домов, все смешалось. Самые интересные находки того времени – серебряные монеты с изображением понтийского царя Митридата и глиняный кувшин III века н. э. с надписью на арамейском языке – обращением к богам с просьбой о защите. Надпись эта тайная, она скрыта под тонким слоем ангоба (жидкой глины, которую наносят на поверхность изделия до обжига). Дело в том, что тогда в этих местах властвовала иранская династия сасанидов-огнепоклонников, враждебно относившихся к другим культам. Чужаков выселяли целыми деревнями, так что арамейские заклятия лучше было скрывать от посторонних глаз. 

Развалины мавзолея.
На этом месте находился караван-сарай.

В Хараба-Гилане мы нашли семь некрополей, а историю места легче всего изучать по могилам. Одна из них принадлежала знатному человеку, потому что вместе с ним был похоронен атрибут власти – бронзовая булава, а также кинжал, стрелы, ожерелья и горный козел: имущество вождя в загробной жизни. В другой могиле мы нашли останки женщины и ребенка. Их кости были розового цвета – значит, они отравились мышьяком. В этих местах в медь вместо олова часто добавляли мышьяк и получали из этого сплава бронзу.

Но главные захоронения Хараба-Гилана – в его мавзолеях: мы нашли руины двух времен сельджукской династии Атабеков. Это XII век, золотое время Кирана. Тогда в городе жило не менее 100 тысяч человек, процветала торговля, ведь древний мегаполис стоял на пути из Тебриза в Нахчыван и являлся одним из главных городов на берегу реки Аракс. Здесь был огромный караван-сарай, множество домов, крепости, при строительстве которых использовали удивительно прочный скрепляющий состав. Осталось загадкой, как его делали: понятно, что использовали яичный белок, но в какой пропорции и какова была технология?

Загадка для нас и история одной из киранских крепостей: среди ее руин мы обнаружили только женские атрибуты, в основном стеклянные флаконы из-под духов и косметики. И ни одного ножа или наконечника от стрелы: похоже, здесь не было мужчин. Как и почему женщины оказались в крепости? Предположим, это были жены и дети влиятельных лиц Кирана, которых решили спрятать от опасности. Но почему к ним не приставили охрану? Возможно, когда-нибудь мы узнаем разгадку.

«Арамейские заклятия лучше было скрывать от посторонних глаз»

Фрагменты декоративных кирпичей, использовавшихся для облицовки зданий.
Обломки посуды, обнаруженные на территории города.
Широко распространенный вид столовой посуды эпохи средней бронзы. XVIII–XVII века до н. э. Некрополь Пловдаг.

Так вот, о мавзолеях Кирана. Построил их выдающийся средневековый зодчий Аджеми ибн Абу Бакр, родоначальник нахчыванской архитектурной школы – об этом свидетельствует яркий авторский стиль Аджеми: восьмигранные башни, украшение характерным орнаментом и фирменная деталь мастера – фигурные кирпичи, которые при обжиге становились разноцветными: желтыми, красными, розовыми, зелеными. Киранские мавзолеи помогли подкорректировать биографию Аджеми ибн Абу Бакра: раньше считалось, что в конце XII века у зодчего был 25-летний перерыв между строительством знаменитых нахчыванских мавзолеев Юсуфа ибн Кусейра и Мумине-хатун. Но теперь выяснилось, что в это время архитектор возводил мавзолеи в Киране.

Развалины крепости Далма.
Каменные зернотерки эпохи бронзы.
Женские украшения, гребень и осколок стеклянного флакона. II–V века. Крепость Далма.

Мавзолеи – очередное подтверждение того, что за свою историю Киран видел много разных культур, здесь жили разные народы. Обратите внимание: здешние мавзолеи появились во время распространения ислама, согласно традициям которого могила за 33 года должна полностью сравняться с землей. Но тюрки, принявшие ислам, не могли отказаться от культа почитания предков и строили для любимых родителей и жен пышные надгробья, которые сохранились до наших дней.

«За свою историю Киран видел много разных культур, здесь жили разные народы»

Женские украшения. Конец II тысячелетия до н. э. Некрополь Пловдаг.
Курганы. II тысячелетие до н. э.

В XIII веке до Кирана добралась монгольская орда. Городу пришлось несладко: его истощили поборами, к тому же кочевники ненавидели чуждый им образ жизни и яростно разрушали все строения. Как только жители восстанавливали здания, их снова уничтожали. Киран держался мужественно, хотя и был обречен. Окончательной точкой стало мощное землетрясение в XIV веке. Эпицентр располагался всего в двух километрах от города, поэтому не уцелело ни одного здания, а большинство жителей погибло.

С тех пор Киран и стал Хараба-Гиланом – руинами великого города».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»