Азербайджанский национальный музей ковра и Эрмитаж договорились о сотрудничестве
Директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова и генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Важным достижением для развития культурных связей Азербайджана и России стал меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанный Азербайджанским национальным музеем ковра и Государственным Эрмитажем.

На встрече в Зале Совета главного российского музея генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Музея ковра Ширин Меликова договорились сразу о нескольких направлениях общей работы. Во-первых, экспертная комиссия, в которую вошли специалисты обеих стран, займется уточнением атрибуции азербайджанских ковров из фонда Эрмитажа. Ковры извлекут из хранилищ, исследуют и составят по возможности полное их описание, определив орнаментику, технику, стиль, место и время изготовления. В ноябре ковры планируют представить на выставке в рамках фестивальной программы IX Санкт-Петербургского международного культурного форума, на который Азербайджан приедет в статусе страны-гостьи. Центральным экспонатом должен стать временный диптих из двух редких ширванских ковров XVII столетия: экземпляр начала века, хранящийся в Санкт-Петербурге, и конца века, привезенный из Баку. Их расположат рядом как наглядный пример технической и художественной эволюции конкретной композиции. 

Другая общая программа Эрмитажа и Музея ковра – взаимное обучение навыкам реставрации и консервации музейных предметов. Подобное сотрудничество началось еще в прошлом году, когда в Музее ковра прошли лекции заведующего лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игоря Малкиеля. По его рекомендации стороны условились о еще одном направлении совместной деятельности – обмене инклюзивными проектами. Музей ковра адаптирован к потребностям посетителей с ограниченными возможностями здоровья: помимо аннотаций, набранных шрифтом Брайля, в экспозицию включены рельефные ковры, которые позволяют «увидеть» орнаменты на ощупь. Они сотканы по разработанной музеем технологии, совмещающей ворсовое и безворсовое плетение. Игорь Малкиель, под руководством которого создаются тактильные копии известных картин, отметил, что прежде нигде не видел подобного, и предложил подготовить к выставке инклюзивные модели двух пазырыкских ковров из постоянной экспозиции Эрмитажа. Один из них войлочный, а второй ворсовый и считается старейшим в мире – ему две с половиной тысячи лет. Эскизами моделей уже занимаются сотрудники отдела сохранения традиционных технологий Музея ковра.

Рельефные модели из экспозиции Музея ковра.

Кстати, директор последнего Ширин Меликова считает, что при знакомстве с культурным артефактом осязание необходимо не только незрячим и слабовидящим людям – возможность ощутить структуру, высоту ворса, качество шерсти совершенствует восприятие экспоната: «В нашем музее теперь не только можно, но и нужно трогать ковры! Это важно и познавательно. Об этом проекте мы рассказываем всему миру и готовы помогать другим музеям адаптировать таким образом текстильные коллекции».

Подписанный с Эрмитажем меморандум является частью стартовавшей в 2018 году масштабной Государственной программы по сохранению и развитию коврового искусства в Азербайджанской Республике. В ее рамках музей отыскивает национальные ковры в странах Азии, Африки, Латинской Америки, составляет электронный каталог и интерактивную карту, которая будет опубликована на сайте институции. Помимо этого уже налажены связи с некоторыми зарубежными музеями. Так, в марте в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле публике впервые были показаны азербайджанские ковры, десятилетиями лежавшие в запасниках.

За последние два года бакинские искусствоведы тщательно изучи¬ли фонды музея, обновили атрибуцию каждого предмета, а главное, установили точное происхождение ковров, которые раньше произвольно обозначались как «кавказские». Ширин Меликова говорит о стамбульской выставке с воодушевлением: «Она ценна тем, что на ней воочию можно увидеть роскошные старинные ковры, в их числе один из лучших в мире экземпляров карабахского «драконового» ковра и карабахского ковра «Челеби» XVII века, которые поражают своими размерами и невероятной красотой цветов». Для экспонирования отобрали 12 штук, а в оцифрованную коллекцию, выпущенную в виде книги, вошли 55 ковров. Выставка в турецкой столице будет работать до 30 августа.

separator-icon
Карабахский ковер «Ханлыг». XIX век. Музей Лувра. Фото: Азербайджанский национальный музей ковра.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»