Рашад Алекперов: московская инсталляция

В Москве прошла Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. В рамках параллельной программы некоммерческая организация YARAT представила инсталляцию Рашада Алекперова.

Работа художника занимает весь павильон: она затрагивает злободневные вопросы, касающиеся реальных причин мировых событий, в частности вооруженных конфликтов и войн.

Фото: Дмитрий Терновой

БАКУ: Вы сделали эту работу специально для Cosmoscow. Что это?

РАШАД АЛЕКПЕРОВ: Да. Видите, здесь написано Cui Bono? Это латинская фраза. Римские императоры часто ее использовали. Означает «В чьих это интересах?» или «Кому выгодно?». Я подумал, что эта фраза актуальна сейчас. Сегодня в мире очень много горячих конфликтных точек. Кому это выгодно, в чьих это интересах? Для данной работы я использовал канат – по сути, многофункциональный материал. Его можно использовать и как средство спасения, чтобы помочь человеку, и как средство пытки, уничтожения. Двойное значение. Плюс тень, которую этот канат отбрасывает, создавая надпись Cui bono. Кому все это выгодно? Собрал инсталляцию за три дня здесь. Над идеей думал недели две.

БАКУ: Понятно. Совсем некоммерческая у вас получилась затея.

Р.А.: Ну, в общем, да, потому что YARAT – некоммерческая организация.

БАКУ: Но вы представили ее на крупной ярмарке искусства.

Р.А.: Здесь есть еще одна галерея с некоммерческим проектом. Для меня важна идея – она сейчас актуальна. Но вообще я много раз продавал такого типа работы – с тенями, из мусора. Я делаю то, что мне нравится, то, что мне интересно.

БАКУ: Что для вас арт-рынок?

Р.А.: Многие работы на Cosmoscow выполнены на продажу. Наверняка у этих художников есть другие проекты, где они воплощают свои идеи, используют какую-то концепцию, делают их, допустим, для выставок. Но здесь большинство работ сделаны, чтобы быть проданными.

БАКУ: А как вы определяете, что они сделаны на продажу?

Р.А.: Это четкие интерьерные вещи. Я бы купил. Здесь очень много красивых работ.

БАКУ: На выставке проходят так называемые Cowmoscow-talks, куда приглашают кураторов и художников, чтобы обсудить арт-рынок, место художника в нем и все такое. Вы не участвуете?

Р.А.: Нет.

БАКУ: Тогда задам вам вопросы, которые на них ставят. Что нужно молодым художникам для развития?

Р.А.: (Смеется.) Ох, трудно сказать. Поддержка. Нужно поддерживать художника – и финансово, и морально. Больше ничего. Сегодня очень много возможностей – открываются новые пространства, галереи, проходят фестивали. У нас так происходит в YARAT: можно прийти с идеей проекта, и, если ее одобрят, начинаешь работать.

БАКУ: Как зрителю определить, где настоящее искусство, а где просто дизайн?

Р.А.: А я не знаю. Если скажу, что одна работа – искусство, а другая – нет, то буду неправ. Здесь, на ярмарке, мне нравится все – очень качественные работы. Просто важно, с какой точки зрения смотреть. А вообще художник может сделать проект, который сегодня неинтересен, а через пять-десять лет о нем заговорят, и это окажется искусством. Такие вещи только время покажет.

«Современное искусство – это прежде всего информация для зрителя»

БАКУ: Еще одна тема, которую будут обсуждать на круглом столе: должен ли зритель безоговорочно верить в искусство?

Р.А.: Как – верить? Это же не религия, а совсем другое. Современное искусство – это прежде всего информация для обывателя. Художник дает информацию, и должен произойти какой-то щелчок – не просто красивая работа, а концепция, что-то, чем он зацепил, а дальше слушаешь, смотришь, тебе становится интересно, хочется понять. «Верить или не верить» тут не работает. Вот, например, мне очень нравятся работы арт-группы AES+F. В них есть какие-то религиозные, исторические моменты – это интересно. Плюс композиция, плюс исполнение.

БАКУ: Вы тоже даете информацию, причем не совсем понятную, простому обывателю?

Р.А.: Наверное, да, у меня более изощренное высказывание. Наверное. Не знаю.

БАКУ: А вы вообще думаете о зрителях, когда работаете?

Р.А.: Да, конечно. Для кого я все делаю? Естественно, я делаю то, что хочется мне, но обязательно нужно показывать результат людям.

БАКУ: Но вы же понимаете, что многим непонятно концептуальное искусство?

Р.А.: Да, концепт для меня главное. Все происходит от концепции: почему я это делаю, что хочу сказать, как я это делаю, из каких материалов, какую технику использую.

БАКУ: И вам не кажется странным, что приходится составлять целую брошюрку, чтобы объяснить одну инсталляцию?

Р.А.: Я объясню. Короткая концепция-объяснение висит прямо здесь на стене. Коротко написано, почему художник это сделал. Я придерживаюсь мнения, что должна быть информация и люди должны иметь возможность ее прочитать. Если кто-то хочет просто смотреть, пусть смотрит – вот канат, вот тень. Можно этим ограничиться, пожалуйста.

БАКУ: Последний вопрос от Cosmoscow: что является основным движущим элементом арт-рынка?

Р.А.: Ух ты! Абсолютно ничего не могу по этому поводу сказать. Я художник. Я даже сам не занимаюсь продажей своих работ – есть галерея YAY, которая это делает. Я не вмешиваюсь в дела купли-продажи. Слава богу, есть YARAT и YAY, а я думаю об искусстве.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»