В Баку состоялся фестиваль имени Узеира Гаджибейли
Камерный оркестр имени Кара Караева в Азербайджанской государственной филармонии. Дирижер – Даррелл Анг

XV Международный музыкальный фестиваль имени Узеира Гаджибейли прошел в Шуше, Баку, Гяндже и Шамкире.

Фестиваль, традиционно стартующий в День национальной музыки (он же день рождения композитора Узеира Гаджибейли), в этом году начался с двух больших событий. В музыкальной столице Азербайджана – Шуше – после долгого перерыва показали полную версию оперы Гаджибейли «Лейли и Меджнун»: легендарная история любви в исполнении артистов Азербайджанского театра оперы и балета прозвучала трогательно и свежо. Второе же событие случилось в Баку: на сцене Дворца Гейдара Алиева состоялась премьера балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Незадолго до этого вечера композитору могло бы исполниться 90 лет, но он покинул этот мир четыре года назад.

Меликов долго мечтал о новой постановке своего балета в родном городе, но «Легенда о любви», кочуя по всему миру, на десятки лет исчезла из азербайджанской столицы. Причина была в сложности и масштабности зрелища: труппы физически не хватало для действа, созданного воображением Арифа Меликова и хореографа Юрия Григоровича. В этом году Фонд Гейдара Алиева помог объединить силы оперного театра, Азербайджанского государственного ансамбля танца, Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли, и «Легенда о любви» вернулась в Баку во всей своей силе и славе.

Другие многочисленные события Международного музыкального фестиваля прошли в театрах и концертных залах по всему Баку, периодически выплескиваясь на улицы и площади концертами опен-эйр и даже ныряя под землю: в день рождения Гаджибейли фрагменты из 11 его произведений транслировали в столичном метро, а на четырех центральных станциях музыканты играли вживую. Одной из главных площадок фестиваля стала Азербайджанская государственная филармония. Камерный оркестр имени Кара Караева, ведомый Фахреддином Керимовым, предложил нетривиальную программу, в которой Мендельсон беседовал о вечности с Гаджибейли, а Бенджамин Бриттен спорил с Игорем Стравинским о сущности греческого бога Аполлона (слегка самодовольный «Юный Аполлон» Бриттена соседствовал с экспансивным «Аполлоном Мусагетом» Стравинского). Через несколько дней этот же оркестр, за пульт которого встал дирижер из Сингапура Даррелл Анг, представил контрастную программу из работ Кара Караева, Моцарта и Чайковского. Оркестр Нахчыванской филармонии с дирижером Орханом Гашимовым искал новые краски в хорошо знакомых сочинениях азербай¬джанских классиков (не был забыт ни именинник, ни Кара Караев, ни Фикрет Амиров). И конечно, церемония закрытия фестиваля тоже прошла в филармонии: Государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под руководством немецкого дирижера Валентина Эгеля необыкновенно ярко исполнил Тройной концерт Бетховена, а также сочинения Клода Дебюсси и Фараджа Караева, найдя для них свежие интонации. Солистами были скрипачка Хлоя Киффер и виолончелист Анри Демаркетт (Франция), пианист Александр Мутузкин (США).

Сцена из балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Фото: Фонд Гейдара Алиева

Собирал меломанов и Центр мугама. Именно там выступал струнный квартет Quatuor Diotima – коллектив с мировой известностью, созданный выпускниками Парижской консерватории в конце прошлого века. Дьёрдь Лигети, Леош Яначек и Людвиг ван Бетховен – таков был выбор французских мэтров. Там же дал концерт оркестр Cadenza – азербайджанские музыканты, увлеченные современной музыкой: в их исполнении прозвучали сочинения Рахили Гасановой, Антона фон Веберна, Аяза Гамбарли и Тюркяра Гасымзаде. На другом своем выступлении, в Музыкальном театре, Cadenza переосмыслил музыку Бетховена.

Все фестивальные дни был заполнен Зал камерной и органной музыки, сочинения современных азербайджанских авторов представляли в Союзе композиторов. В Азербайджанском техническом университете дал концерт камерный оркестр Университета «Хазар» (за пультом – Орхан Гашимов), а в Университете АДА – Бакинский камерный оркестр, ведомый Мустафой Мехмандаровым. На сцене оперной студии при Бакинской музыкальной академии звездная команда артистов Азербайджанского театра оперы и балета азартно сыграла оперетту Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан»: на сцену вышли Гульяз Мамедова, Джахангир Гурбанов, Гюлистан Алиева и Сабина Вахабзаде.

Гянджа и Шамкир также получили свою долю фестивальных событий – небольших, но художественно значимых. В Немецкой лютеранской церкви в Шамкире прошел концерт органного класса Бакинской музыкальной академии: Нигяр Мамедова, Айдын Алигейдар и Фидан Рашидова исполнили хоралы Баха и сочинения азербайджанских композиторов, переложенные для органа. А в Гяндже оркестр народных инструментов Гянджинской государственной филармонии (солировали пять ханенде, исполнители на таре и балабане) порадовали публику сочинениями Узеира Гаджибейли, Гамбара Гусейнли, Кара Караева, Фикрета Амирова, Саида Рустамова и других любимых народом азербайджанских классиков.

Кроме многочисленных концертов в программу фестиваля вошли мастер-классы, научная конференция в Союзе композиторов, посвященная дружбе и сотрудничеству Узеира Гаджибейли и Муслима Магомаева, выставка графических работ Эльтурана Авалова в филармонии (художник часто рисует музыку, особенно им любимы сочинения Узеира Гаджибейли). Были даже специальные сессии караоке, на которых каждый мог попробовать себя в исполнении сочинений азербайджанских классиков и народных песен. XV Международный фестиваль имени Узеира Гаджибейли прошел весело, с необходимым уважением к музыкальным шедеврам, но без чопорности, лишний раз доказав, что музыка – и классическая, и народная – была и остается частью жизни всех азербайджанцев.

separator-icon
Выступление Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли под руководством немецкого дирижера Валентина Эгеля на закрытии фестиваля
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»