Документальный фильм про Абшерон: природа крупным планом
Лейла Алиева с режиссером и сценаристом фильма Игорем Бышневым (справа), его супругой и представителем IDEA Хикметом Нагдалиевым. Фото: Azertag

Премьера документального фильма «Абшеронский национальный парк» состоялась в киноцентре «Низами». Эта лента уже пятая по счету из цикла «Девять чудес Азербайджана», посвященного национальным паркам.

Идея создать поэтичный кинопортрет каждого из природных парков страны пришла фонду IDEA. За осуществление ее взялись пять лет назад – и за это время удалось выпустить уже пять картин. Новый фильм посвящен Абшерону: созданный в 2005 году Абшеронский национальный парк находится всего в 60 километрах от Баку, но благодаря статусу заповедной территории на восточной оконечности плотно заселенного людьми полуострова – песчаной косе Шах-Дили – сохраняется уникальное сообщество обитателей степей, полупустынь и солончаковых лугов.

Чтобы рассказать об этом, в качестве режиссера и сценариста снова пригласили Игоря Бышнева (он был автором всех предыдущих фильмов серии и сейчас уже работает над следующими фильмами про Шахдагский и Гирканский парки). Биолог, орнитолог, кандидат наук, телеведущий, вот уже многие годы Игорь снимает природу – и умеет делать это так, что зрителю захватывающе интересно следить за развитием «сюжетов». Вот и про обитателей Абшеронского парка он рассказывает в серии небольших историй: охота и жесткая учеба белоголовых орланов; шакалы, обходящие побережье в поисках еды; игры ящериц с удодами; сизифов труд жука-скарабея; мышкование лисицы; первые шаги новорожденной черепашки; свадебный танец обнявшихся змей; нежности улиток… Всё это – в декорациях восходов и закатов, приливов и отливов, под звуки природы и чудесную музыку, написанную для фильма композитором Натальей Тетеревской (в аранжировках и импровизациях неслучайно узнается «Абшерон» Тельмана Гаджиева).

«Нам было важно снимать наших героев всеми возможными техническими средствами, – рассказывает режиссер. – Это и обычные современные камеры с длиннофокусной оптикой и возможностью замедления движения. И макрообъективы для съемки насекомых и моллюсков. Снимали прибрежную зону Каспия под водой, снимали при помощи коптера с воздуха. Небольшие автоматические камеры на долгие часы устанавливали возле нор, гнезд, привад (остатков трапезы хищников). Кстати, три такие камеры погибли от действий наших киногероев: одну утащили в нору лисята, другую утопил агрессивный самец кулика-ходулочника, третью повредил шакал. Именно съемки шакалов, на удивление, оказались для меня самыми интересными. К концу съемок мы знали практически всех шакалов парка «в лицо»: знали, как они ходят, где территории их семей, когда они поют. Особенно симпатична была одна самочка, которая точно видела, что мы ее снимаем, но спокойно это позволяла. Мы выкладывали угощение для нее и ждали. Другим подарком была реакция шакалов на коптер. Казалось бы, дикий зверь должен бежать от неизвестного летающего объекта со всех ног, но наши шакалы гуляли под ними, не обращая никакого внимания, при этом дрон иногда зависал в метре от их морд».

Для съемок фильма понадобилось два года и четыре киноэкспедиции. Дважды съемочная группа совершала морские рейды по островам Каспийского моря в гнездовые колонии черноголового хохотуна и в поисках наиболее таинственного обитателя парка – каспийского тюленя, самого маленького в мире. Из-за экологии (уровень Каспия с 1996 года падает примерно на семь сантиметров в год) тюлень уходит всё дальше в море – и увидеть его всё труднее. Но съемочной группе это в конце концов удалось!

Фото: Игорь Бышнев
Фото: Игорь Бышнев
Фото: Игорь Бышнев
Фото: Игорь Бышнев
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»