Художник Вугар Мурадов: по направлению с Сафару
Фото: Antoine Doyen

Для Вугара Мурадова не существует жанровых и стилистических ограничений: «Живопись – мой образ жизни. Я пишу на бумаге или холсте акрилом, маслом или пастелью то, что не могу сказать словами».

Работы Мурадова хранятся во многих европейских музеях и частных коллекциях. Он начал рисовать в шесть лет, после восьмого класса без труда поступил в Училище им. Азимзаде, но в художественный вуз так и не пошел, о чем нисколько не жалеет. Вместо этого он оттачивал мастерство везде, куда его забрасывала судьба: в армии, в СМИ, в Гобустанском государственном историко-художественном заповеднике…

По точному наблюдению одного из критиков, Мурадов будто подвергает сомнению окружающую действительность: например, в пейзажах заменяет реальные цвета на символичные, продолжая традиции абшеронской школы. Произведения Мурадова – это философские размышления, яркими красками написанные абстракции, в которых угадываются силуэты, предметы, лица. Художник видит то, что скрыто от многих глаз. Например, условные элементы в орнаментах классического азербайджанского ковра, которые для него складываются во вполне реалистичные композиции. «С детства я рассматривал ковры и часто видел, как классические узоры складываются в объекты: вот тут глаз, там ботинок, а это прямо человеческое лицо… Годы спустя я будто наложил на ковры трафареты и залил фон однородным тоном, чтобы зритель мог увидеть то, что вижу я», – говорит Вугар об одной из своих серий.

«Портрет соседа», 1993

«Портрет соседа» я написал в 1993 году. Тогда я жил с родителями и в основном работал масляной пастелью на бумаге. Соседа звали Сафар, что в переводе означает «путь», «путешествие»; он родился с синдромом Дауна. Его портрет открыл мне путь на международную художественную арену, благодаря ему обо мне узнали в мире.

Я всегда пишу то, что мне интересно, выплескивая на холст эмоции и мысли. За Сафаром я наблюдал каждый день на протяжении многих лет, встречая его во дворе, у магазина… Все в нем было мне любопытно: его необычность, какая-то детскость, природная доброта. Писал по памяти: Сафар мне не позировал. Обычно, закончив работу, я убираю ее с глаз долой, но этот портрет потом часто и подолгу рассматривал, пытаясь понять, прочувствовать его особость. Потом были другие портреты людей с синдромом Дауна – получилась серия. Но именно на эту работу начали обращать внимание гости из-за рубежа. Я отказался продать ее даже в венскую Альбертину – не знаю почему, но мне было трудно расстаться с Сафаром.

В 1996 году «Портрет соседа» заметила Меда Младек, директор Фонда искусств Средней и Восточной Европы. Вскоре она организовала в Вашингтоне выставку работ азербайджанских художников, в числе которых оказался и я. Та поездка навсегда изменила мою жизнь: я поехал в Америку на десять дней, а вернулся через два месяца другим человеком, более уверенным в себе и целеустремленным. А портрет Сафара в конце концов все же уехал в Австрию, сейчас он в частной коллекции.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»