Свет и воздух Давуда Кязимова: выставка художника прошла в Баку
Озеро Гёйгёль

Выставка народного художника Азербайджана Давуда Кязимова в Национальном музее искусств посвящена 90-летию мастера.

На открытии в Национальном музее искусств звучало множество теплых слов – слишком теплых, чтобы быть простой формальностью. Давуд Кязимов, чья ретроспектива открылась в стенах музея, был не только прославленным художником, патриархом азербайджанской живописи, но и прекрасным человеком: добрым, отзывчивым, всеми любимым, талантливым педагогом, надежным другом. Его не стало два года назад, но коллеги, ученики, поклонники говорят о нем с такой нежностью, словно художник по-прежнему среди нас. Музей искусств – неслучайное место для памятной экспозиции: именно здесь пять лет назад прошла последняя выставка Кязимова, на открытии которой он присутствовал лично. На этот раз проект открыл старший сын художника Мехти Кязимов.

Живопись Давуда Кязимова полна света и воздуха. Он мастерски умел передавать настроение, атмосферу, характер – и людей, и мест, где ему посчастливилось побывать. Величественные горные пейзажи и тенистые аллеи, свежесть морского прибоя и прохлада летних озер – все это на холстах Кязимова оживает, и кажется, что с картины вот-вот дохнет соленый каспийский бриз или легкий ветерок принесет аромат горных цветов.

Болгарка

«С характером» и все его персонажи-люди. За каждым лицом – индивидуальность, у каждого своя история. В фигуре пожилой горянки, облокотившейся на забор деревенского дома, – вся ее долгая жизнь, годы труда в неразрывной связи с землей и природой. В лице болгарки-родочанки в национальном костюме и алом платке – огненный темперамент балканского народа. В образах нефтяников с Нефтяных Камней – мощь большой индустрии, преобразующей страну. А быстрые, легкие карандашные портреты схватывают человеческую суть на лету: мудрость и силу мужчин, гордость и лукавство женщин. 

Мать

Кязимов окончил Бакинское художественное училище имени А. Азимзаде сразу после войны, здесь же начал преподавать и выставляться. Вся его жизнь была связана с родным городом. Может быть, потому такими близкими, такими бакинскими кажутся его картины, написанные в других странах. Кажется, что для поездок он специально выбирал края, близкие Азербайджану по климату, облику, какому-то внутреннему настрою. Узкие улочки старинных испанских городков и болгарские дворики залиты у него тем же ярким и щедрым солнцем, пахнут той же пряной жарой, что и пейзажи Абшерона и Шахдага.

Доярки

И, пожалуй, самое интересное в этой выставке – то, как в более чем 60-летнем творческом пути Кязимова отразилась история европейской и прежде всего русской реалистической школы живописи ХХ века. Мастер всегда оставался верен себе, своей академической стезе, но при этом существовал не в вакууме: каждая новая эпоха, каждое веяние накладывали отпечаток и на его видение. Если «трудовой цикл» – картины «Доярки», «На рыбалке», «Загульба» – выдержан в традиции социалистического реализма, то полотном «Мать» Кязимов обозначил приход в свое творчество «сурового стиля» 1960-х, а в поздних работах углубился в исследование цвета. Дорогу от послевоенного студенчества и первых этюдов до широкого признания, звания профессора Азербайджанской академии художеств и народного художника Азербайджана Кязимов прошел в ногу с веком, оставаясь собой.

На вернисаже дань памяти Давуду Кязимову отдали директор Национального музея искусств Чингиз Фарзалиев, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров, секретарь Союза художников Азербайджана Агали Ибрагимов, народный художник Азербайджана Салхаб Мамедов – не только коллеги и ценители, но и многолетние друзья мастера.

separator-icon
Гранада (из серии «Испания»)
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»