Зороастрийская история Азербайджана

Огонь в Азербайджане вырывается из-под земли подобно тому, как бьют родниковые ключи. В пляшущих языках пламени во все времена искали силу и ответы на вопросы, но был в истории период, когда огонь стал настоящей религией. С тех пор прошло без малого полторы тысячи лет, но следы зороастризма до сих пор можно увидеть на азербайджанской земле и прикоснуться к ним рукой.

Фото: Алексей Пивоваров

Атешгях в Сураханах – главный адрес зороастрийского прошлого в Азербайджане. «Дом огня» здесь был, судя по древней форме алтаря, с незапамятных времен. Нынешнее сооружение с шестиугольной зубчатой стеной, большим внутренним пространством было построено в 1713 году; к XVIII веку относится и первая из оставленных здесь зороастрийцами посвятительных надписей. Алтарь имеет форму куба с куполом, четыре полукруглые арки ориентированы на четыре стороны света – такой храм называется «чахартак» (подобные строения знакомы нам по исламской архитектуре, которая, собственно, переняла ее у зороастрийских зодчих).

Древнейшая религия – древнее христианства, ислама и даже иудаизма, – сегодня зороастрийство обычно упоминается в ряду исчезнувших конфессий, в одном ряду с манихейством, митраизмом и друидизмом. Однако на самом деле и в наши дни на планете насчитывается до 200 тысяч убежденных огнепоклонников, в основном в Индии, Афганистане, Пакистане и там, где живут выходцы из этих стран.

Пророк Заратустра родился и проповедовал в Персии; династия Сасанидов, правившая с VII по III век до н. э., провозгласила зороастризм официальной религией. Главный храм Адур-Гушнасп, куда должен был совершить паломничество каждый шах, находился на территории Южного Азербайджана, в городе Шиза (там, где теперь раскопанное археологами городище Тахт-и Сулейман). Чтобы укрепить государство, Сасаниды переселяли отсюда зороастрийцев к северу, в Кавказскую Албанию, на Абшеронский полуостров, – и один за другим там строились храмы-атешгяхи. Позднее караваны, шедшие по Великому шелковому пути, разнесли учение Заратустры по всем уголкам Азии, а вместе с ним и легенду об удивительной земле огней, где очистительное пламя вырывается прямо из-под земли. Однако на территории нынешнего Азербайджана зороастризм недолго пробыл официальной религией: к VII веку он был вытеснен на восток.

Атешгях в Сураханах был настолько важным для верующих, что огнепоклонники стремились к нему из-за самых дальних морей. Над входами в кельи, где ночевали пилигримы, сохранились надписи на древнеперсидском, санскрите и пенджаби, на хиндустани и диалекте марвари. Многие написаны давно забытыми шрифтами (ученым удалось их расшифровать).

В ХХ веке вокруг селения Сураханы вырос лес нефтяных вышек, живой огонь, горевший на алтаре много веков, отвели на соседний завод, атешгях порос сорняками и пришел в запустение. В 1970-е комплекс отреставрировали и вновь открыли для посещения, а в 2007 году он был объявлен историко-археологическим заповедником – теперь здесь снова горит высокий огонь.

Фото: Алексей Пивоваров

Янардаг

Янардаг – не совсем храм. Это священное для огнепоклонников уникальное явление природы. Здесь, в 25 километрах к северу от Баку, можно своими глазами увидеть, как огонь выходит из-под земли.

Месторождение природного газа под Абшеронским полуостровом так велико, что земля сама выталкивает излишки на поверхность сквозь тонкий пористый слой песчаных почв. Говорят, в древности таких мест на территории Азербайджана было много – земля буквально вспыхивала, если к ней подносили фитиль. Но в местечке Янардаг («Горящая гора») небольшой участок у подножия холма горит всегда. Языки пламени, достигающие метра в высоту, празднуют жизнь – пляшут, вспыхивают и рассыпаются искрами, под порывами ветра клонятся к земле. Подобным образом «горят» и родники по соседству (их называют «янар булаг»). Это трансцендентальное, мистическое зрелище непременно собирает зрителей – в наше время, конечно, преимущественно не огнепоклонников, а просто любопытствующих, туристов, тех, кто оказался не перепутье.

Особенно впечатляюще горящая гора выглядит в сумерках. Люди застывают в почтительном молчании, наедине со своими мыслями, и в душе у каждого рождается незабываемое чувство прикосновения к божественному.

В Янардаге не задерживаемся: про зороастрийские храмы со счастливой судьбой мы писали неоднократно, а в этот раз наша экспедиция отправилась дальше, вглубь страны на поиски затерянных и безмолвных свидетелей ушедшего времени.

Фото: Алексей Пивоваров

Гюнешли

Здесь очень тихо. Озеро неподалеку от древнего села Гюнешли (ранее – Сагиян) в Шемахинском районе называется Сакит-Гёль («Тихое озеро»). Тишину нарушает разве что стрекот цикад, да ветер изредка доносит отзвуки голосов постояльцев курорта, расположившегося прямо на берегу. Возможно, когда-то здесь были и башни молчания, на которые огнепоклонники относили своих усопших, чтобы сохранять в чистоте священную стихию огня. Сегодня это, пожалуй, главное, что точно знают о зороастрийцах потомки.

Кажется невероятным, что прошло без малого полторы тысячи лет, а здесь, неподалеку от Шемахи, до сих пор сохранились многочисленные каменные свидетельства той эпохи. Где-то это только покрытые тысячелетней копотью камни, заросшие деревьями, – не найти следов без помощи местных – капища. Где-то на месте святилища стоит христианский храм или мечеть. Где-то древняя постройка еще ждет реставраторов, а где-то зороастрийский атешгях уже восстановлен или построен заново – как в высокогорном Хыналыге. А некоторые храмы уже стали знаковыми туристическими достопримечательностями, как в Янардаге.

В селе Гюнешли зороастрийское капище находится в 30–40 метрах от церкви XIX века. Мы сверяемся с найденным в архивах описанием, сделанным в XIX веке: «…Храм построен на юге Сагианского монастыря близ Шемахи. Он стоит пока невредимым и имеет четырехугольную форму. В каждом углу из четырех имеется четыре комнаты среднего размера, с восточной стороны имеется вход, над постройкой круг и над ним купол.

Сооруженная из тесаного камня постройка до того крепка, что простояла и не разрушилась от постоянных землетрясений, несмотря на то что Шемаха несколько раз была разрушена. Стены комнат почернели от дыма и копоти, особенно сводчатый потолок». Увиденное собственными глазами подтверждает информацию двухсотлетней давности: несущие стены храма и сейчас устойчивы, восстановить древнюю святыню кажется возможным даже при очень небольших затратах.

Археолог и историк Идрис Алиев, который сопровождает нас в экспедиции, объясняет открывшуюся нашим глазам картину: «Зороастрийцы ушли, а их святилища остались. Известно, что свято место пусто не бывает. Преемственность в большинстве случаев наблюдается на многих памятниках. На «намоленных местах» с появлением других религий строятся другие храмы, соответствующие требованиям новой идеологии, но для людей эти места продолжают обладать сверхъестественной силой, передавать свою первоначальную идею. Храмы огнепоклонников возникали на святынях идолопоклонников, а после их заменяли церкви и мечети».

Так произошло и со святилищем, ради которого мы приехали в Гахский район. К храму Святого Георгия в Курмухе вверх по лесистому склону над огромной зеленой чашей равнины ведут вырубленные в камне стертые ступеньки. Из архивов известна его история: христианский храм был на этом месте еще в XII веке, но в XVIII веке он пришел в упадок, и Православное христианское общество на Кавказе собрало 30 тысяч рублей на его восстановление. Именно в том виде, в каком мы видим его сейчас, храм восстановили в 1894 году. Но любопытно, что во все времена люди помнили (тому есть и письменные свидетельства), что церковь поставили на месте древнего святилища, и по сию пору сюда приходят зажигать свечи не только внутри, но и у подножия церкви, до сих пор приносят подношения, в том числе жертвенных овец, петухов и кур.

Одно из преданий, записанное в середине XIX века, сообщает о существовании зороастрийской святыни: «Капище находится близ Кахи, между Нухой и Джаром (современные Шеки и Закаталы–Белоканы соответственно. – БАКУ), называется Курмух. Это большая выпуклая скала, внутри которой высечено отверстие и сверху оставлен дымоход, а снизу вырублен вход. Стены внутри почернели от дыма». Рядом с церковью мы действительно видим выпуклую скалу с развалинами строения наверху; основание скалы покрыто копотью от тысяч свечей.

Фото: Алексей Пивоваров

Тюлю

Идрис Алиев всю жизнь составляет список зороастрийских адресов в Азербайджане. В этом перечне значится и село Тюлю Белоканского района.

К развалинам сооружения странной формы не приезжают туристы, но для исследователя темы это самая настоящая жемчужина. Перед нами снова чахартак. В куполе – отверстие для выхода дыма, устроенное так, чтобы улучшать вытяжку продуктов сгорания природного газа (благодаря воздушной тяге пламя вытягивается, становится более высоким). Сложенный из огромных валунов, поросший жухлой травой чахартак в Тюлю, кажется, замолчал навеки.

Идрис Алиев рассказывает: «Изначально этот памятник считали мавзолеем, храмом зороастризма (последнее более соответствует реальности). Однако археологические раскопки на прилегающей территории выявили остатки строений ранней церкви албанского периода. Поэтому появились вопросы. Есть ли связь между этими сооружениями? Можно ли считать алтарь храмом зороастрийцев или эти строения представляют собой единый архитектурный комплекс? Возможно, получить ответы можно будет после полного исследования этого памятника. Но как бы то ни было, сама форма говорит о зороастризме».

Фото: Алексей Пивоваров

Хыналыг

Еще выше в горы – маленький хыналыгский атешгях, официально самый высокогорный зороастрийский храм в мире. Попасть в само село Хыналыг уже непросто, а храм еще на пять километров дальше и на тысячу метров выше, так что во все времена до него добирались лишь те, кому это действительно было нужно. К тому же территория, где расположен атешгях, теперь входит в Шахдагский национальный парк, для въезда в который требуется разрешение.

За века забвения (последний служитель у атешгяха, как рассказывают в селе, был тысячу лет назад) «дом огня» оказался почти разрушен; огонь был жив, но теплился еле-еле. Шесть лет назад при поддержке Лондонского общества огнепоклонников храм начали реставрировать: обложили камнями место выхода горючего гидрата метана, построили над алтарем классический чахартак и купол с отверстиями. Благодаря этой форме, давным-давно придуманной зороастрийскими зодчими, продукты сгорания лучше «вытягиваются» и пламя становится более сильным. Теперь хыналыгский атешгях, как маяк, в любую погоду освещает путь одиноким странникам на высоком горном склоне.

Фото: Алексей Пивоваров

Пери-гала

Под конец путешествия нашим глазам открывается самое загадочное строение эпохи зороастризма. Крепость Пери-гала вырублена в скале на высоте 150–200 метров над землей. Подойти к ее подножию можно от села Юхары Чардахлар Загатальского района. Кстати, у историков есть предположение, что само название села Чардахлар также связано с крепостью: слово «чартак» означает «храм огня на скале».

От подножия горы хорошо полюбоваться мощным резным порталом, выделяющимся на фоне скалы, но подняться наверх могут лишь единицы: чтобы пройти по горному тоннелю, идущему почти вертикально вверх, нужны навыки альпинизма, тропа труднопроходима и очень опасна.

Ученые рассматривают несколько версий происхождения Пери-галы. Одни полагают, что крепость была изначально построена в качестве оборонительного сооружения; другие утверждают, что в ней постоянно жили (в качестве доказательства приводят прекрасно отполированные ступеньки внутри и подведенные к крепости камышовые трубы, снабжавшие ее водой). Но большинство специалистов уверено, что Пери-гала – это все же настоящий храм огнепоклонников и что в трех залах, прорубленных внутри скалы и переходящих один в другой, когда-то сохраняли священный огонь.

Иногда в прессе и интернете можно увидеть дискуссии, справедливо ли считать нынешних азербайджанцев прямыми потомками зороастрийцев. Историки считают, что формулировать вопрос таким образом не совсем корректно: ведь люди, населяющие эту землю сегодня, – потомки всех племен и народностей, когда-либо обитавших здесь. И не все они были зороастрийцами. Однако именно последние оказали на культуру такое мощное влияние, что следы поклонения огню прослеживаются до сих пор – в географических названиях и именах собственных (таких как Пери, Джамшид или Зардушт), в обрядах и фольклоре, в традиции праздновать Новруз Байрам.

Огнепоклонники не считали огонь божеством (божество зороастрийцев зовут Ахура-Мазда), но он был в сердце всех ритуалов и молитв, его почитали как символ абсолютного света и мудрости. И сегодня, как и тысячелетия назад, глядя на огонь, мы неизбежно думаем о самом главном триединстве: следовать добрым мыслям, добрым словам и добрым делам.

Фото: Алексей Пивоваров
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»