Удины и их церковь в Нидже: внутренний остров
Отреставрированная церковь Пресвятой Богородицы Марии. Фото: Azertag

Древняя албанская церковь отреставрирована в поселке Нидж Габалинского района и передана удинам – одному из малочисленных коренных народов Азербайджана. Вроде бы непримечательный для страны, где реставрация и восстановление храмов обычное дело, при более внимательном изучении ведет к настолько древней истории, что возможность прикоснуться к ней здесь и сейчас кажется совершенно невероятной.

По официальным данным, церковь Пресвятой Богородицы Марии в Нидже впервые открылась в 1892 году. Но по свидетельствам местных жителей, ее возвели в XII веке вместо еще более древнего храма, от которого осталась часть фундамента. Когда здесь появился первый храм, неизвестно. Известно, что албанский царь Урнайр объявил христианство официальной религией удинов в 313 году, всего через два года после принятия первого эдикта, начавшего процесс узаконивания христианства в Римской империи.

Удины – уникальный, единственный не ассимилировавшийся с другими этносами и уцелевший до нашего времени народ Кавказской Албании, существовавшей с середины I века до н. э. до 461 года н. э. К балканской Албании это государство не имеет отношения. Руины двух его столиц – Кабалы и Партава – лежат неподалеку от азербайджанских городов Габала и Барда. Отреставрированный храм Пресвятой Богородицы Марии (Булун) в Нидже представляет собой базилику – прямоугольное в плане здание. Нижняя часть стен сложена из травертина, добытого на Кавказе, своды – из красного обожженного кирпича.

В советское время церковь использовалась как склад и медленно разрушалась: купол обвалился, на крыше выросли трава и деревья, стены начали осыпаться. Фонд Гейдара Алиева в рамках программы «Адрес толерантности – Азербайджан» в феврале 2020 года начал восстановление церкви и двора вокруг нее и, несмотря на пандемию COVID-19, завершил работы к ноябрю.

Теперь над новым конической формы куполом установили албанский крест, который отличается от крестов других церквей. На каждом из четырех его концов по три острых лепестка: центральный – язык факела, крайние – рога (серпы) месяца. Эти узоры – реликты языческих культов народов Кавказской Албании, поклонявшихся Луне и огню. В стенах и сводах рабочие отыскали голосники – пустые глиняные горшки, которые служили резонаторами, улучшая акустику зала. При реставрации первого из трех ниджских храмов в 2006 году их убрали, но здесь оставили на прежних местах. Также в церковный двор вернули купели: в этом месте из-под земли бьют сразу три ключа. Раньше там, где они сливались, совершали таинство крещения. Восстановленный храм передан албано-удинской христианской общине Азербайджана. Торжественно освятить его планируют после окончания пандемии.

Численность удин невелика – около десяти тысяч. В наше время они рассредоточены по России, Украине, Казахстану, Грузии; несколько семей осели во Франции и США. В Азербайджане удины компактно проживают только в Нидже: из 7500 жителей поселка их половина. Удины пережили несколько великих империй, в состав которых входил этот народ: Сасанидской державы, Арабского халифата, Российской империи, СССР, – и сохранили свой язык, религию и культуру. Александр Дюма-отец, познакомившийся с удином Георгием (Сорги) Бежановым во время своего путешествия на Кавказ в 1859 году, написал в путевых заметках: «Происхождение удийцев неизвестно; язык их, которого никто не понимает, не имеет сходства ни с каким иным языком. Сами они теряются во мраке, который их окружает».

В начале XXI века произошло несколько событий, которые помогли удинам восполнить пробелы в своей истории и начать возрождение духовной жизни. В 2006 году при поддержке норвежской гуманитарной организации в Нидже была восстановлена церковь Святого Елисея (Чотари) – проповедника, принесшего христианство на эти земли в I веке н. э. В 2009 году в двух томах был издан первый крупный памятник кавказско-албанской письменности – палимпсест, найденный в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. На пергаменте под грузинским кодексом обнаружилось около 120 страниц текстов, датируемых VII–X веками, на кавказско-албанском языке. Содержание рукописей – Евангелие от Иоанна и сборник литургических чтений – позволило предположить, что этот язык использовался во время богослужений. Над расшифровкой трудились четыре крупных специалиста по кавказским языкам: отыскавший тексты грузинский историк, два лингвиста из Германии и филолог и историк христианства из Франции. Они определили, что ниджский диалект удинского языка является потомком вымершего языка Синайского палимпсеста.

В 2017 году в Нидже был основан историко-этнографический парк-музей «Удинский оджаг». Создать его помогли польские специалисты и азербайджанский художник-архитектор Шахвелед Мамедов. «Оджаг» по-азербайджански – «костер», «очаг», а еще «священное место», изначально связанное с огнем. Такие места почитают и удины, и азербайджанцы: украшают их лентами и везут к ним жертвенных баранов. «Несмотря на то что эта традиция расходится с церковными канонами и мусульманскими обычаями, таких святилищ очень много, – говорит председатель албано-удинской христианской общины Роберт Мобили. – Это богатейший пласт нашей истории, это в наших генах».

В экспозицию парка входит дом семьи Гангаловых, построенный в конце XVII века, и приусадебный участок с прудом, садом, хозяйственными постройками и оджагом. Дома в этом регионе часто имели мансардный этаж. Летом в проветриваемом полумраке чердака выращивали коконы шелкопряда и сушили листья табака, а осенью проводили праздники. Особенностью, роднящей дома удин с домами азербайджанцев или лезгин, является молельная комната. Основная плодовая культура в саду – орешник. Экономика поселка и сегодня главным образом держится на возделывании фундука: у каждого жителя Ниджа своя плантация. Среди выставленных предметов много гончарных изделий, потому что удины-христиане, в отличие от соседей-мусульман, занимались виноделием и выдерживали вино в глиняных сосудах, а во дворе усадьбы стоит аппарат, на котором удины гнали водку из кизила или алычи. Сейчас на чердаке табак никто не сушит, а процесс самогоноварения показывают только туристам. Гости могут остановиться в домиках прямо на территории парка-музея. В них же проводятся форумы, конференции и круглые столы.

Нидж называют образцом мультикультурализма – курса, проводимого в Азербайджане на государственном уровне. Его цель – обеспечить условия для совместного существования и развития различных культур внутри страны. Когда удины празднуют Пасху или Рождество, за столом сидят и протестанты, и иудеи, и православные, и мусульмане. В поселке действуют две мечети и восстановлены две из трех церквей. Из пяти школ – три русские и две азербайджанские. В 2012 году Фонд Гейдара Алиева отреставрировал в Нидже полную среднюю школу № 2: удины учатся в ней на русском языке, но родной язык им преподают до пятого класса.

Главная миссия албано-удинской христианской общины – изучать и пропагандировать свою историю. «В век глобализации сохранение своей культуры – проблема не только малых групп, – говорит Роберт Мобили. – Удины – пример ее решения. Мы не островное племя и никогда не жили изолированно и все-таки не смешались с другими, более крупными этносами, не растворились в плавильном котле народов. Мне кажется, причина в том, что мы сохранили язык. Посредством него мы смогли передавать из поколения в поколение наши знания и духовные ценности».

Отреставрированная церковь Пресвятой Богородицы Марии. Фото: Azertag
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»