Возвращение в Агдам

Слава, забвение, угроза исчезновения, изгнание и возвращение – у карабахской лошади, одного из символов Азербайджана, поистине драматичная судьба. С 1949 года ее разделяет Агдамский конный завод, работающий над сохранением породы. К счастью, новый этап его истории – как раз про возвращение.

4 октября 2022 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Первая леди Мехрибан Алиева заложили в селе Эйвазханбейли Агдамского района в Карабахе фундамент будущего Центра племенного коневодства. Именно здесь с 1949 до 1993 год стоял Агдамский конный завод, где разводили лошадей карабахской породы.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Первая леди Мехрибан Алиева в Карабахском коневодческом комплексе. Фото: Azertag

Сейчас этим важным делом занимается Карабахский коневодческий комплекс, построенный в 2018 году в соседнем Агджабединском районе. На территории площадью 35,5 гектара (50 футбольных полей) кропотливо восстанавливают лучший тип породы: легендарно выносливых, преданных, элегантных золотисто-рыжих лошадей. Именно здесь родился и вырос образцовый жеребец Шохрат («Слава»), которого в 2022 году подарили королеве Елизавете II от имени Президента Ильхама Алиева. К слову, кавалерийский отряд Государственной пограничной службы Азербайджана верхом на карабахских лошадях выступает на Королевском конном шоу в Виндзоре с 2012 года.

Карабахский коневодческий комплекс. Показательные выступления группы «Суварилер» Центра коневодства Государственной пограничной службы

Карабахская лошадь относится к восточным породам: в ней течет такая же горячая кровь, как у арабских и ахалтекинских скакунов. Разводившаяся в табунах на горных пастбищах, она получилась невысокой (рост в холке 147–154 см), сухой, чрезвычайно изящной, с крепкими ногами и добрым нравом. «По свидетельству многих авторитетов, карабахская лошадь обладает хорошими походными качествами, неутомимостью при длинных переходах, – описывает этих животных «Книга о лошади» под редакцией С. М. Буденного (том I, 1952). – Лучшие лошади способны галопом скакать в гору и под гору, свободно и легко менять направление на любом аллюре, смело, карьером идти на любое препятствие и останавливаться перед ним по требованию всадника. Кровные карабахские хорошо выезженные лошади никогда не горячатся под седлом, закидки перед препятствием или упрямства у них не бывает».

separator-icon

История породы и Агдамского завода начинается с конезаводов Ибрагима Халил-хана Джаваншира (1732–1806), сына основателя Карабахского ханства: именно при нем сложился стандарт породы, соответствующий современному, и карабахская лошадь заработала репутацию «имеющей для азиатского коневодства то же значение, как чистокровная скаковая – для европейского» (цитата из авторитетной «Книги о лошади» 1911 года, написанной князем Сергеем Урусовым).

Азербайджанские тренеры и зоотехники с Семеном Михайловичем Буденным на Московском ипподроме
Команда Азербайджана в Пятигорске. 1965 г.

Ветеринарный врач Керстинг, отправленный императором Александром I в 1822 году в Каджарский Иран закупать лошадей для государственных заводов, отзывался о карабахской породе как о старейшей и лучшей на заводах Ибрагима Халил-хана и приводил местное название «сарулар» – «золотогнедая». Эта особенность – шерсть, отливающая на солнце медью и золотом, – сохранилась по сей день; особенно ценятся золотисто-рыжие, золотисто-гнедые и фантастические лимонно-желтые оттенки с металлическим отливом. Недаром из всех азербайджанских пород именно карабахскую принято дарить королевским особам и главам государств.

Ибрагим Халил-хан Джаваншир был страстным любителем лошадей. Дважды в год он устраивал на плато Джыдыр дюзю в Шуше, как сейчас сказали бы, дерби с щедрыми призами, на котором определяли лучших жеребцов. А уж без обычных скачек, джигитовки и спортивных игр верхом не обходились ни одни народные гуляния и дворцовые торжества. Играли, например, в папах-оюну, в которой на полном скаку требовалось сбросить папаху с головы противника, сохранив при этом свою, и в човган, предшественницу конного поло. Кстати, площадка для соревнований по човгану заложена в проект строящегося сейчас Центра племенного коневодства.

Карабахских лошадей с ханских заводов знали по всему Кавказу и всему Каджарскому Ирану. Англичане закупали их для своей кавалерии и отправляли на кораблях в Индию, причем в таком количестве, что в конце концов вывоз был запрещен. После перехода Карабахского ханства под власть Российской империи в 1805 году слава благородных выносливых лошадей разошлась по всей огромной стране. «На Кургулакчайской станции нас встретили карабахские беки в богатых, блестящих золотом уборах и на прекраснейших конях, – пишет чиновник из свиты князя-наместника. – Тут я только примирился с славою карабахских лошадей, и подлинно, чудесные были кони» (газета «Кавказ», № 22, 1846).

Дело Ибрагима Халил-хана Джаваншира продолжила его внучка, княгиня Хуршидбану Уцмиева (1832–1897), известная под поэтическим псевдонимом Натаван. Также представителей породы разводили на заводах династии Джеванширов, Рустамбековых, Зюльгадаровых, Фаррух-бека Везирова. Традиция была настолько устоявшейся и отрасль настолько крупной, что на нижней части герба уездного города Шуша Елизаветпольской губернии, утвержденного в 1843 году, была изображена скачущая лошадь, символизирующая, «что в уезде разводится порода отличных лошадей» (из работы Николая Сперансова «Земельные гербы России XII–XIX вв.», 1974).

В 1867 году на Всемирной выставке в Париже блеснул – и был отмечен серебряной медалью – жеребец Хан, «сарылях» (вариант слова «сарылар»). Корреспондент Василий Коптев рапортовал с места событий: «Император Наполеон III предпочитал рыжую шерсть, между тем сама императрица тотчас пришла в восхищение от золотистого карабаха» («Журнал коннозаводства», № 3, 1869). Два года спустя на второй Всероссийской конской выставке решено было брать карабахских жеребцов для улучшения всех прочих пород Северного Кавказа и Закавказья.

В итоге в 1870-х годах появилось государственное Елизаветпольское конское депо близ нынешней Гянджи. От местных жителей оно получало лучших маток (приплод делили между их владельцами и депо), а от княгини Хуршидбану Натаван – Джейрана, лучшего производителя ее завода. На Всероссийской конской выставке 1882 года жеребец Сурмали, появившийся на свет в Елизаветпольском депо и по жребию доставшийся Хуршидбану бегум, был приобретен одним из казенных заводов за 1000 рублей – огромную для того времени сумму.

Увы, на этом золотой век карабахского коннозаводства закончился. В 1883 году племенные хозяйства на Кавказе упразднили, кобылы и жеребята ушли с аукциона.

separator-icon

В конце XIX – начале ХХ века отрасль лишилась государственной поддержки и начала медленно угасать. Последний ханский конный завод, по некоторым сведениям, исчез в 1905 году.

Причиной было отчасти то, что в коннозаводческих кругах стали ставить под сомнение годность карабахских лошадей к кавалерийской службе. Говорили, например, что они пугливы и в минуту опасности остаются на месте, вместо того чтобы спасаться бегством. Отставной полковник Николай Гулькевич в своей книге «Типы и породы лошадей Российской империи» (1908) так отзывается о карабахах: «Характер нервный. В ремонт (то есть в кавалерию. – БАКУ) покупаются только скрещиваемые с английскими. Будучи изнеженными от природы, карабахские лошади не выносливы и не способны к акклиматизации».

Другой причиной упадка стало, очевидно, наступление «стального коня». В 1883 году был открыт участок Закавказской железной дороги Баку–Елизаветполь–Тифлис, на рубеже веков в Закавказье появились доселе невиданные «шайтан-арбы» – автомобили, и состоятельные люди начали переквалифицироваться из всадников в водителей. Вскоре последовали катастрофические события – революции, войны, крушение империи, образование и падение Азербайджанской Демократической Республики, создание СССР, – и о карабахской породе забыли, казалось, навсегда.

К счастью, вспомнили после Второй мировой войны. «Главным по лошадям» в стране тогда был легендарный командующий Конармией, маршал Советского Союза Семен Буденный: он курировал конные заводы, конноспортивные школы, профильные институты. Под его руководством Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства составил пятитомную «Книгу о лошади» (1952–1960) – и в этом фундаментальном труде была глава, посвященная карабахской породе.

Советские ученые классифицировали ее как «самую кровную из кавказских пород», выведенную путем систематического отбора, развившуюся под сильным влиянием естественных условий (рельефа, климата, растительности и прочего) и обладающую высокой работоспособностью. Прежние утверждения об изнеженности породы, по их мнению, не согласовывались с тем фактом, что ее представители круглый год проводили на подножном корму под открытым небом в гористой местности. Совсем не тепличные условия – такие, напротив, закаляют и приучают к невзгодам! К слову, поэтому зоотехники Агдамского конезавода так ждут, когда их предприятие сможет вернуться на свое историческое место в горах: Агджабединский район, где завод располагается со времен эвакуации из-за Первой карабахской войны, – это низменная, равнинная часть Карабаха.

Заявлениям о неспособности к акклиматизации противоречат и исторические документы, замечает «Книга о лошади»: «Если бы карабахская лошадь плохо акклиматизировалась, то вряд ли ее в большом количестве выводили бы задонские коннозаводчики для укомплектования своих заводов. А между тем документально известно, что в 1839 г. на Дону было 919 лошадей персидской и карабахской породы». Действительно, казаки пригоняли карабахских лошадей в донские степи еще во времена русско-иранских и русско-турецких войн. Гремевшие на всю Россию конные заводы Платова и Иловайского успешно использовали их для улучшения донских коней: именно от карабахских жеребцов те унаследовали золотисто-рыжую масть. Таким образом, делали вывод учение, порода эта здоровая и ее генетический материал можно и нужно привлекать для совершенствования других лошадей.

«В Карабахском коневодческом комплексе родился и вырос образцовый жеребец Шохрат («Слава»), которого в 2022 году подарили королеве Елизавете II от имени Президента Ильхама Алиева»

Жеребец Заман, подаренный королеве Елизавете II в 1956 г.
separator-icon

Для этой цели в 1949 году был создан Карабахский (позже его переименовали в Агдамский) конный завод. Тремя годами ранее, когда после войны началась работа по восстановлению племенного коневодства, селекционная комиссия побывала в Ходжавенде, Шуше, Агдаме, Барде, Евлахе и Товузе и отобрала 59 кобыл и одного жеребца с характерными для карабахской породы признаками. Специалисты из аграрных министерств Азербайджанской ССР выявили среди них наиболее типичных и укомплектовали ими новый завод. Поначалу в нем числился только один карабахский жеребец Султан, остальные производители были чистокровными арабскими и терскими. Последних использовали, кроме прочего, для увеличения роста карабахских коней: за годы бессистемного разведения они стали невысокими.

Вначале Совет министров СССР постановил разместить предприятие в селе Халдан (сейчас входит в Евлахский район). Но правительство Азербайджанской ССР запротестовало: низменный рельеф, заболоченные земли, степной климат, жаркое лето – все это даже отдаленно не напоминало прохладные горные пастбища Карабаха. В итоге было найдено оптимальное решение: в 1949 году завод открылся в предгорном селе Эйвазханбейли Агдамского района, неподалеку от крепости Шахбулаг, построенной в XVIII веке первым ханом Карабаха Панахом Али-ханом.

От Султана появилось на свет 25 жеребят, среди которых особенно удались двое. Султакин, родившийся от кобылы по имени Тачка, стал чемпионом породы 1964 года на московской ВДНХ. А четырехлетнего Замана («Время») от кобылы Зехмет подарили британской королевской семье в 1956 году, во время официального визита Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Виндзорам тогда преподнесли двух жеребцов – ахалтекинца и карабаха. Заман предназначался маленькому принцу Чарльзу, нынешнему королю Карлу III.

Меж тем Агдамский конный завод жил обычной жизнью: тренировал молодняк, готовил к испытаниям на ипподроме и к выставкам, вел селекцию и учет. Первая бонитировка (определение ценности и назначения) племенной лошади проводится в возрасте полутора лет. Жеребенка оценивают по происхождению и экстерьеру. Двухлетки отправляются на ипподром – там проверяют работоспособность. Взрослую лошадь бонитируют по качеству потомства. По каждому из признаков зоотехники и селекционеры присваивают баллы, а по сумме определяют класс лошади: элита, первый или второй.

С 1950 по 1972 год на Бакинском ипподроме прошла испытания и получила оценку 271 лошадь Агдамского конного завода: к элите было отнесено 12 % поголовья, к первому классу – 57 %. На всесоюзных соревнованиях 1958–1968 годов заводские скакуны 27 раз занимали первые места. В 1980-х карабахских лошадей начали выставлять на московских аукционах, где их покупали заводчики из Германии, Швейцарии, Италии и других европейских стран.

А потом нагорную часть Карабахского региона сотрясла война. В 1993 году лошадей пришлось срочно эвакуировать из захваченного Агдама.

separator-icon

Баку, Евлахский, Геранбойский, Агджабединский районы – лошадей постоянно перевозили с места на место. Неустроенность, скитания, экономический кризис первой половины 1990-х привели к резкому снижению численности; перемены климата и условий обитания грозили свести к нулю все достигнутые результаты по возрождению и улучшению породы.

Специалисты Агдамского конного завода старались сохранить племенной фонд. С 2007 по 2017 год Президент Азербайджана Ильхам Алиев издал ряд указов и распоряжений, направленных на сохранение «золотого запаса» страны. А в 2018 году в его присутствии в Агджабединском районе был открыт Карабахский коневодческий комплекс.

Директор хозяйства Эльман Кадыров рассказал нам, что сейчас в его ведении находится 12 жеребцов-производителей, 86 маточных кобыл, 300 голов молодняка. Элита составляет 20 %, первый класс – 70 %, стандарту породы соответствует половина поголовья. Хороший ли это показатель? Да, отвечает Эльман Кадыров. Но вернувшись в родные горы, в село Эйвазханбейли, лошади станут еще лучше – и обязательно настанет время, когда карабахская порода вернет себе былую славу.

Участники Королевского Виндзорского конного шоу. 2021 г. Фото: Azertag
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»