Национальный музей искусств Азербайджана представил публике отреставрированные экспонаты

Это созданные народными мастерами инкрустированный цветными камнями женский пояс из серебра и металла, тиара с орнаментом «бута» и ларец для украшений. Все три предмета относятся к свадебной традиции.

Самый древний из отреставрированных предметов – ларец, который невеста получала в приданое. Там она хранила украшения, подаренные на свадьбу ее родственниками и семьей жениха. С годами ларец пополнялся новыми подарками от мужа, а также другими памятными вещицами. Украшения имели большое значение для азербайджанских женщин – их надевали, когда выходили в свет или принимали гостей. Ведь дорогие кольца, серьги, браслеты свидетельствовали о благополучии семьи хозяйки и о том, как ее ценит супруг.

Артефакт, попавший в Национальный музей искусств в 1936 году, оказался в далеко не идеальном состоянии. Изучившие его эксперты установили, что ларец был создан в XIX веке в одном из южных регионов Азербайджана. Он сделан из ценных пород дерева и украшен серебряными вставками.

Ларец отреставрировали специалисты французского ювелирного дома Cartier. В процессе работы мастер расчистил серебряную вставку на крышке ларца и обнаружил, что на ней выгравированы изящные арабески, а также строки из поэмы «Гулистан» персидского поэта XIII века Саади Ширази на фарси.

Вторым предметом, попавшим в руки ювелиров Cartier, оказался позолоченный серебряный пояс, инкрустированный полудрагоценными камнями. Он был создан в 1913 году, о чем свидетельствует гравировка мастера на внутренней стороне пряжки.

Нарядный пояс входил в гардероб азербайджанских девушек до замужества, его ценность зависела от статуса семьи. Но именно на свадьбу невеста получала самый дорогой и красивый пояс, который становился не только ее украшением, но и оберегом. Это был подарок жениха. Однако, согласно традиции, пояс надевал на талию девушке ее отец или брат. Так начинался новый этап жизни молодой женщины.

Еще один отреставрированный французскими ювелирами экспонат музея – чека. Это женский головной убор в виде короны, похожий на налобное украшение. Он изготовлен из серебра со вставками из шелка. Как и пояс, чека усыпана полудрагоценными камнями. Сзади к короне прикреплялся традиционный платок кялагаи. Ни одна невеста не обходилась без подобного головного убора на свадьбе.

Чеку, о которой идет речь, в 1958 году сделал известный ювелир Гюльбала Гусейнов на свадьбу девушки, имя которой осталось неизвестным. Впрочем, многие азербайджанки и сейчас выходят замуж в этом головном уборе, отдавая дань старинной традиции.

Стоит заметить, что эти реставрационные работы – не первое участие Cartier в сохранении культурного наследия Азербайджана. В 2019 году при поддержке ювелирного дома в Государственном театре кукол имени Абдуллы Шаига состоялась постановка спектакля по мотивам народной сказки «Семь ветвей гранатового дерева». В 2021-м Cartier вместе с Азербайджанским музеем ковра организовал в Эрмитаже выставку «Незримое искусство. Расширяя границы возможного». В том же году при участии знаменитого ювелирного бренда был создан онлайн-путеводитель по Баку, в котором рассказы о достопримечательностях города связаны с историями любви.

«На протяжении своей богатой истории дом Cartier черпал вдохновение в разных формах искусства и мировом культурном наследии, а также стремился сохранить его для будущих поколений. Безусловно, исламская культура оказала огромное влияние на эстетические коды Cartier», – сказала управляющий директор Cartier в России и СНГ Янина Новицкая.

Обновленные экспонаты вновь украсят коллекцию Национального музея искусств.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»