Токай Мамедов: воздвигающий монументы

Выдающийся азербайджанский скульптор-монументалист Токай Мамедов отметил свое 90-летие.

В тот вечер в бакинском киноцентре «Низами», напротив которого, по стечению обстоятельств, живет скульптор, поздравить его собрались самые известные люди города – видные деятели культуры, политики, художники. Регалий у Токая Мамедова много: он профессор, член-корреспондент Академии художеств СССР и Российской академии художеств, лауреат Государственных премий СССР и Азербайджана, кавалер ордена «Шохрат» за особые заслуги и народный художник. А еще создатель памятников Узеиру Гаджибейли, Кероглу, Насими, без которых невозможно представить себе сегодняшний Баку.

Токай Мамедов родился 18 июля 1927 года в столице Азербайджана. Стать скульптором ему буквально было написано на роду: его мать – первая женщина-скульптор Азербайджана Зивер Наджафкули гызы Мамедова, автор известного мраморного бюста великого композитора Узеира Гаджибейли. Еще школьником Токай посещал мастерскую известного скульптора Пинхоса Сабсая, а после школы поступил в Бакинское художественное училище им. Азимзаде и уже на третьем курсе, в 1945 году, был принят на скульптурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

После окончания института Токай некоторое время работал в Ленинграде, где был принят в Союз художников. Культурная столица не могла не повлиять на скульптора, как и стажировка в Италии, благодаря которой Мамедов смог воочию увидеть мир античных скульптур и полотен Ренессанса. Началом его творческого пути стали скульптурные портреты. Мамедов всегда предпочитал делать слепки с живой натуры, работать по фотографиям недолюбливает. Возможно, поэтому его портреты так тонко передают характеры.

За долгие годы работы в галерее скульптора набралось более ста скульптурных портретов в разных техниках: изваянных, высеченных, отлитых, вырезанных из дерева (он был первым в азербайджанской скульптуре, кто стал использовать различные его породы). Известный азербайджанский искусствовед Джамиля Новрузова так описывала одну из его работ: «Из дерева он создал портрет великого Низами, высокий, интеллектуальный, сложный и духовно богатый мир поэта. А в мужественных чертах Низами, в глазах, устало прикрытых веками, в чуть нахмуренных бровях читается мудрость человека». На счету мастера много портретов видных деятелей азербайджанской культуры и мастеров европейского искусства: среди них Моцарт, Шопен, востоковед Мирза Казембек, разведчик Мехти Гусейнзаде, поэт Сулейман Рустам и многие другие.

Однако главное место в творчестве Мамедова занимают монументальные скульптуры, принесшие ему славу и признание. Одной из них стал памятник знаменитому композитору Узеиру Гаджибейли, бюст которого создала когда-то мать Токая. Подготовка к созданию памятника началась в 1957 году, и спустя три года перед зданием Азербайджанской государственной консерватории, носящей имя композитора, была установлена бронзовая скульптура: создатель первой на Востоке оперы «Лейли и Меджнун» сидит в кресле, погруженный в мысли.

К кульминации своего творчества – величественному памятнику всаднику, герою народного эпоса «Кероглу» – Токай Мамедов шел 30 лет, пробовал различные варианты. И вот 21 февраля 2012 года в одном из парков Баку при участии президента Ильxама Aлиeва состоялось официальное открытие монументального (23 м) памятника – бесстрашного героя с мечом на боевом коне.

Творчество Токая Мамедова по достоинству оценено государством. Пять лет назад, когда Ильхам Алиев наградил скульптора орденом Славы, он написал в приветственном письме: «...Ваши памятники, украшающие улицы и площади Баку, превратились в неотъемлемую часть облика нашей столицы и делают ее еще краше, пробуждают чувство глубокого уважения и любви к национально-культурному наследию. Это неоценимый вклад, внесенный вами как мастером родной земле, своему народу, во имя нашего независимого Азербайджана, процветания его культуры».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»