Выдающийся азербайджанский скульптор-монументалист Токай Мамедов отметил свое 90-летие.
В тот вечер в бакинском киноцентре «Низами», напротив которого, по стечению обстоятельств, живет скульптор, поздравить его собрались самые известные люди города – видные деятели культуры, политики, художники. Регалий у Токая Мамедова много: он профессор, член-корреспондент Академии художеств СССР и Российской академии художеств, лауреат Государственных премий СССР и Азербайджана, кавалер ордена «Шохрат» за особые заслуги и народный художник. А еще создатель памятников Узеиру Гаджибейли, Кероглу, Насими, без которых невозможно представить себе сегодняшний Баку.
Токай Мамедов родился 18 июля 1927 года в столице Азербайджана. Стать скульптором ему буквально было написано на роду: его мать – первая женщина-скульптор Азербайджана Зивер Наджафкули гызы Мамедова, автор известного мраморного бюста великого композитора Узеира Гаджибейли. Еще школьником Токай посещал мастерскую известного скульптора Пинхоса Сабсая, а после школы поступил в Бакинское художественное училище им. Азимзаде и уже на третьем курсе, в 1945 году, был принят на скульптурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
После окончания института Токай некоторое время работал в Ленинграде, где был принят в Союз художников. Культурная столица не могла не повлиять на скульптора, как и стажировка в Италии, благодаря которой Мамедов смог воочию увидеть мир античных скульптур и полотен Ренессанса. Началом его творческого пути стали скульптурные портреты. Мамедов всегда предпочитал делать слепки с живой натуры, работать по фотографиям недолюбливает. Возможно, поэтому его портреты так тонко передают характеры.
За долгие годы работы в галерее скульптора набралось более ста скульптурных портретов в разных техниках: изваянных, высеченных, отлитых, вырезанных из дерева (он был первым в азербайджанской скульптуре, кто стал использовать различные его породы). Известный азербайджанский искусствовед Джамиля Новрузова так описывала одну из его работ: «Из дерева он создал портрет великого Низами, высокий, интеллектуальный, сложный и духовно богатый мир поэта. А в мужественных чертах Низами, в глазах, устало прикрытых веками, в чуть нахмуренных бровях читается мудрость человека». На счету мастера много портретов видных деятелей азербайджанской культуры и мастеров европейского искусства: среди них Моцарт, Шопен, востоковед Мирза Казембек, разведчик Мехти Гусейнзаде, поэт Сулейман Рустам и многие другие.
Однако главное место в творчестве Мамедова занимают монументальные скульптуры, принесшие ему славу и признание. Одной из них стал памятник знаменитому композитору Узеиру Гаджибейли, бюст которого создала когда-то мать Токая. Подготовка к созданию памятника началась в 1957 году, и спустя три года перед зданием Азербайджанской государственной консерватории, носящей имя композитора, была установлена бронзовая скульптура: создатель первой на Востоке оперы «Лейли и Меджнун» сидит в кресле, погруженный в мысли.
К кульминации своего творчества – величественному памятнику всаднику, герою народного эпоса «Кероглу» – Токай Мамедов шел 30 лет, пробовал различные варианты. И вот 21 февраля 2012 года в одном из парков Баку при участии президента Ильxама Aлиeва состоялось официальное открытие монументального (23 м) памятника – бесстрашного героя с мечом на боевом коне.
Творчество Токая Мамедова по достоинству оценено государством. Пять лет назад, когда Ильхам Алиев наградил скульптора орденом Славы, он написал в приветственном письме: «...Ваши памятники, украшающие улицы и площади Баку, превратились в неотъемлемую часть облика нашей столицы и делают ее еще краше, пробуждают чувство глубокого уважения и любви к национально-культурному наследию. Это неоценимый вклад, внесенный вами как мастером родной земле, своему народу, во имя нашего независимого Азербайджана, процветания его культуры».