12 азербайджанских художников на одноименной выставке в Баку
Старая тележка. Эмин Аскеров

В Музее современного искусства Баку открылась выставка «12?» двенадцати известных азербайджанских художников. Почему в названии знак вопроса?

Имена, представленные в этой большой экспозиции, хорошо известны ценителям искусства. Музею они тоже не в новинку: практически все художники участвовали в его групповых выставках, у некоторых были выставки и персональные; работы большинства из них приобретены в постоянную коллекцию музея. Эльдар Мамедов, Шамиль Буксаев, Али Ибадуллаев, Гусейн Хагвердиев, Анар Гусейнзаде, Эльшан Гараджа, Вугар Гулиев, Эльшан Сярханоглу, Фахри Аббасов, Эмин Аскеров, Рашад Бабаева и выступивший куратором проекта Алтай Садыхзаде – все вместе они могут выступать наглядным пособием по истории нового искусства Азербайджана. Художники принадлежат к разным поколениям: здесь и корифей азербайджанского искусства, народный художник республики Ибадуллаев, и заслуженный деятель искусств 68-летний Буксаев – а рядом с ними только вступающие в зрелый возраст 32-летний Гулиев и 35-летний Гусейнадзе. 

Фонтан 2. Алтай Садыхзаде

Выставка «12?» задается вопросом (тем самым, что знаком пунктуации вынесен в название) о связи и преемственности поколений в искусстве современного Азербайджана, о том, что объединяет художников, а что становится почвой для споров. Акцент сделан на живописи. Но какая это разная живопись! Полудетские, почти наивные, в радужных тонах картины Алтая Садыхзаде могли бы быть иллюстрациями к сказкам: вот на деревьях распускаются цветы, вот по нежно-зеленому морю плывут белые пароходы, а вот по желтой тропинке шагает веселый розовый человек, а рядом с ним бежит усатая-полосатая серая кошка. Эльдар Мамедов на первый взгляд тоже склонен к наивности – но только на первый: на деле его угловатые персонажи несут в себе хтоническую силу, приближаясь к героям древних мифов; на картинах борются первобытные стихии земли, воды и огня. 

Нулевой вектор. Шамиль Буксаев
Дотянуться до птиц. Вугар Гулиев
Ветер Гилавар. Эльшан Сярханоглу

Эльшан Сярханоглу – прямой наследник французских постимпрессионистов, Сезанна и Гогена, он с головой погружается в исследование цвета; его стилизованные пейзажи словно напоены лучами солнца – то ослепительного полуденного, то закатного, окрашивающего все вокруг оттенками розового и пурпурного. А Эльшан Гараджа, напротив, занят формой: люди, птицы и звери на его холстах нарисованы нарочито грубо, и в этой грубости, в брызгах и потеках краски – первозданная творческая энергия и ярость, те самые, что обеспечили место в истории искусства неоэкспрессионистам от Баския до Базелица (с ними у Гараджи, кажется, тайная ментальная связь). 

Без названия. Эльшан Гараджа

Весь ХХ век искусство хоронило картину. «Живопись умерла! – провозглашали всевозможные манифесты. – Теперь в моде инсталляции, видеоарт, перформанс. Компьютерное, наконец, искусство!» А живопись каждый раз возрождалась заново. Азербайджанские мастера, как и множество художников до них, ставят живопись под вопрос – и своим творчеством тут же дают на него убедительный ответ: картина – самый универсальный жанр, она меняется со временем, но переживет еще много поколений.

separator-icon
Корабли. Анар Гусейнзаде
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»