Азербайджанское искусство на Art Dubai 2025: смена реальности

Форум современного искусства Art Dubai в этом году объединил 120 галерей из 70 городов мира. Тема сезона – «Новая новая нормальность». Азербайджан представляла галерея Gazelli Art House с проектами «Модели роста» и «Нити бытия».

Дубай сегодня – это новый плавильный котел: сюда съезжаются предприниматели, крипто- и NFT-энтузиасты всех мастей, а также мультимедийные художники и креативные агентства. Ну а Art Dubai – главное художественное событие региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка). По традиции он открылся в Madinat Jumeirah – комплексе, который неслучайно называют дубайской Венецией: прогрессивный арт-форум давно претендует на то, чтобы конкурировать с Венецианской биеннале.

Перламутровый 904,8. 2024. Томас Сарацено. Фото: Studio Tomas Saraceno

Над программой выставки уже десять лет работает куратор Пабло дель Валь: его задача – сделать Art Dubai местом встречи передовых художественных технологий Востока и Запада. В этом году акцент сделан на влиянии квантовых вычислений, искусственного интеллекта и цифровой экономики на повседневную жизнь. Среди приглашенных звезд – архитектор Рем Колхас, художник Лоуренс Абу Хамдан и арт-группа POSTPOSTPOST.

Мать-Земля. Арт-студия Ouchhh. Фото: Ouchhh Studio

Пространство форума разделено на четыре тематических раздела. Самый популярный, Contemporary, отвечает собственно за современное искусство. В этом сезоне кураторы акцентировали внимание на художниках из стран Глобального Юга.

Обучение. 2023. Сугвен Чанг

Секция Modern посвящена работам модернистов региона, осмысляющих тему миграции и культурного обмена между Ближним Востоком, Западной Азией, Северной Африкой и Латинской Америкой.

Самед Вургун. Около двух. 2025. Агиль Абдуллаев

Раздел Bawwaba (по-арабски – «Ворота») представил работы художников, рассматривающих глобальные темы через локальную оптику. Участникам предложили подумать о новых формах существования на фоне последних политических, социальных и климатических потрясений. К примеру, аргентинец Томас Сарацено создал масштабную инсталляцию из плексигласовых шаров, напоминающих облака: убежденный в неотвратимости экологической катастрофы, художник основал междисциплинарную лабораторию, пригласив к сотрудничеству биологов, архитекторов и астрофизиков, чтобы создать летающие города будущего.

Вечер в раю. 2023. Рамина Саадатхан

Секция Digital сосредоточилась на теме «После технологического восторга». Художники исследовали, как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности радикально изменили восприятие окружающего мира. Работа «Цифровой мираж» Ральфа Хури предлагает зрителю посетить сконструированный ландшафт, неотличимый от реального пейзажа. Инсталляция «Мать-Земля» турецкой студии Ouchhh построена на визуальном преобразовании климатических данных. А живущая в Канаде китаянка Сугвен Чанг рассматривает динамику взаимоотношений людей и роботов. Резидент цифровой платформы GAZELL.iO галереи Gazelli Art House, она создала свои работы в рамках проекта «Модели роста», посвященного поискам баланса между сохранением традиции и внедрением новых технологий.

Gazelli Art House представила в секции Contemporary на Art Dubai групповую выставку «Нити бытия». Четыре азербайджанских художника – Агиль Абдуллаев, Ульвия Иман, Руфана Мамедова и Рамина Саадатхан – исследуют темы идентичности, коллективной памяти и социальных норм.

Спящая. 2023. Руфана Мамедова

Агиль Абдуллаев в своей практике говорит о навязанных гендерных ролях. Чаще всего он работает на стыке жанров, но на этот раз выступил в амплуа живописца. Сюжеты картин новой серии невнятны и оттого внушают тревогу: действие происходит под покровом сумерек, в тени деревьев бакинского Парка имени Самеда Вургуна и Наримановского сквера. Герои прячутся от посторонних взглядов, их позы выдают напряжение и нежелание быть узнанными. Неожиданные ракурсы и вспышки красного цвета застают зрителя врасплох и сигнализируют о возможной опасности.

Рамина Саадатхан – опытная художница, чей проект экспонировался на Венецианской биеннале 2022 года. Ее работы отличают взрывная палитра, визуальная спонтанность, обращение к архаическим сюжетам. Художница не раз подчеркивала, что ее интересуют образы, связанные с архетипами, праисторией и первобытным искусством. Саадатхан тонко перерабатывает азербайджанское художественное наследие, используя язык коллажа и поп-арта. Ее масштабные полотна «Эксперимент» и «Вечер в раю» объединили древнюю мифологию и философский подход, порядок и хаос, человеческое и животное, созидание и разрушение.

Руфана Мамедова исследует внутренний мир своих героев, помещая их в нарочито интимную обстановку. В удивительно тонко срежиссированной серии «Небольшая тревога в маленьком городе» художница рассуждает о незначительных смещениях реальности, способных породить панику и разрушить привычный взгляд на вещи. Тревожный ритм красных пятен нарастает и притягивает внимание зрителя, а основной сюжет работ становится чем-то второстепенным – его еще нужно рассмотреть. В работах «Спящая» и «Друзья» Руфана добивается схожего эффекта, используя нехарактерные детали и выстраивая воображаемую преграду между героем и зрителем.

Живущую в Праге азербайджанку Ульвию Иман интересуют бытовые нюансы жизни в традиционном обществе с его жестким распределением гендерных и социальных ролей. В живописном триптихе «Наргиз Ализаде» художница фокусируется на обыденных моментах жизни героини: использующие эстетику комикса работы демонстрируют, как меняется положение женщины от девичества до замужества.

Наргиз Ализаде. Триптих. 2025. Ульвия Иман
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»