Год 210-летия М.Ю. Лермонтова начался выставкой в павильоне «Азербайджан»

Выставка «Время Лермонтова. Великий поэт в культуре Азербайджана» открылась в павильоне «Азербайджан» на ВДНХ.С нее начинается год празднования 210-летия со дня рождения поэта, в изгнании побывавшего в Азербайджане.

Под сводами павильона выстроен другой, поменьше, поделенный на два пространства. В стенах первого зала воссоздан салон первой половины XIX века. Здесь представлены предметы из Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля, главного партнера проекта. Обстановку лермонтовских времен с мебелью красного дерева 1830-х годов дополняет галерея портретов: поэта в детстве неизвестного автора и кисти Петра Заболотского – в штатском сюртуке 1840 года. Находясь в Петербурге, Лермонтов брал у художника уроки живописи. Он является автором двух портретов поэта, наиболее известен тот, где Лермонтов позирует в ментике лейб-гвардии гусарского полка.

Безусловной сенсацией проекта стал показ ранее неизвестного прижизненного портрета поэта. Усилиями Фонда «Время Лермонтова» и коллекционера Романа Гаврилова он был приобретен на аукци¬оне Jackson в штате Айова, США. В феврале 2023 года работа прошла проверку на подлинность в Научно-исследовательской независимой экспертизе им. П. М. Третьякова и датирована концом 1830-х годов.

Выставка дает возможность вспомнить о живописном и графическом наследии Михаила Юрьевича: его пейзажах, жанровых сценах и автоиллюстрациях. Доподлинно известно, что в Тифлис поэт прибыл в октябре 1837 года, и благодаря копиям лермонтовских пейзажей 1837–1838 годов, среди которых «Эльбрус на восходе солнца», «Пятигорск», «Кавказский вид с верблюдами», «Тифлис», вся экспозиция буквально наполнена кавказскими мотивами. В письме близкому другу, литератору Святославу Афанасьевичу Раевскому, Лермонтов описывал свои странствия: «Изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шамахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...»

Именно на связи поэта с местами его романтического вдохновения, нашедшей отражение в творчестве, сделали акцент кураторы юбилейного проекта Мария Михеева-Никатина, президент РОО «Время Лермонтова», и Ирина Князева, генеральный директор ООО «Наследие Лермонтова». Об этой незримой связующей нити говорил на вернисаже советник-посланник посольства Азербайджана в РФ Агшин Алиев. Он передал гостям приветствие посла Полада Бюльбюльоглу и отметил: «Азербайджан подарил миру великих поэтов и писателей. В нашей стране с уважением относятся к русской литературе. Открытие выставки, посвященной Лермонтову, в павильоне «Азербайджан» способствует укреплению двусторонних отношений между нашими странами».

В 1837 году поэт побывал в Кусарах на севере Азербайджана, квартировал в доме военного врача, подполковника Александра Александровича Маршева (там открыт музей Лермонтова) и влюбился в местную красавицу Зухру. Так родилось знаменитое стихотворение «Кинжал»:

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

В том же 1837-м в Тифлисе судьба свела Лермонтова с азербай¬джанским философом, поэтом и драматургом Мирзой Фетх-Али Ахундовым. Ахундов, пораженный гибелью Пушкина, посвятил ему касиду. Свою элегию он читал Лермонтову. «Восточную поэму» Ахундова перевел Александр Бестужев-Марлинский, ее текст воспроизводится на выставке. Ахундов вполне мог познакомить русского поэта с популярной в его краях сказкой «Ашик-Кериб». Не исключено также, что Лермонтов слышал ее в исполнении одного из азербай¬джанских певцов-ашугов, аккомпанирующих себе на сазе (струнный инструмент, сродни лютне, представлен в экспозиции). Шедевр местного фольклора Лермонтов перевел на русский язык. Его автограф обнаружили среди личных бумаг после гибели поэта и в 1846 году опубликовали под заглавием «Ашик-Кериб. Турецкая сказка».

Творчеству Лермонтова, навеянному колоритом Востока, поэме «Демон» в том числе, посвящен кураторский проект Натэллы Войскунской Varietas Delectat. Он реализован во втором зале павильона и представляет собой современное прочтение наследия поэта. Мультимедиа-инсталляция объединила арт-объекты художника Светланы Лоншаковой: ее коллажи, офорты, фотографии, вышивку, ювелирные изделия. А скульптор Александр Бурганов преподнес в дар выставке бюст Михаила Лермонтова, созданный специально к юбилею поэта.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»