Работа Аниша Капура теперь в Центре Гейдара Алиева
Параболический изгиб

Постоянная экспозиция Центра Гейдара Алиева пополнилась новым произведением – Parabolic Twist («Параболический изгиб») Аниша Капура.

2013 году работа заняла шестое место в списке «Лучших произведений искусства для селфи» журнала Complex. По сути, это громадное выгнутое зеркало (два метра на полтора), действительно идеально подходящее для селфи и отлично демонстрирующее характерные для художника приемы. Зрители его любят: созданное в нулевые, оно некоторое время экспонировалось близ лондонского Millennium Dome

и осталось зафиксировано на тысячах инстаграм-снимков, что и позволило произведению занять высокое место в рейтинге. Первое место в нем, кстати, тоже занимает работа Капура – Cloud Gate («Облачные врата»), монументальная зеркальная арка, похожая на вздыбленную каплю ртути, находящаяся в Чикаго.

Аниш Капур родился в Бомбее, но прославился как британский художник. Его визитная карточка – крупные биоморфные объекты public art, часто зеркальные, вроде вогнутого «Небесного зеркала» (Sky Mirror, 2001), созданного по заказу города Ноттингема (две копии этой работы сделаны также для Рокфеллеровского центра и Эрмитажа), или гигантской скульптуры из полированной стали в форме песочных часов Turning the World Upside Down («Переворачивая мир вверх ногами», 2010), установленной напротив Музея Израиля в Иерусалиме. Другой любимый материал Капура – красный воск, который значит для него примерно столько же, сколько войлок – для Бойса: он возил по рельсам полутораметровый восковой блок (Svayambh, 2007), стрелял из пушки восковыми ядрами в рамках своей ретроспективы в Royal Academy (Shooting into the Corner, 2009), скреплял воском бронзовые ящики в сотрудничестве с Салманом Рушди (Blood Relation, 2006) и замазывал им гигантские пространства галерей и дворцов – так, словно по дворцовой анфиладе прополз гигантский красный червь.

Большинство его работ, в особенности поздние, так или иначе связаны с темой двойственности (небо-земля, тьма-свет, мужское-женское, тело-разум), зеркальности и изменчивости, текучести. Parabolic Twist – прекрасный пример этого подхода: не то зеркало, не то застывшая на стене капля воды, превращающая все вокруг в искривленный сад чудес – или в подобие набросков Захи Хадид. Текучие формы Дворца Гейдара Алиева как нельзя лучше сочетаются с работой мастера.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»