Современное китайское искусство представили в Баку
Куратор выставки Ами Барак, Арзу Алиева, вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и коллекционер Джон Доделанд на открытии выставки.

В Центре Гейдара Алиева открылась выставка современного китайского искусства «Созвездие». 

ХХ век был веком противостояния Востока и Запада; под Западом подразумевались Америка и Западная Европа, а под Востоком – СССР и социалистические страны. Затем СССР и Восточного блока не стало, и мир превратился в однополярный – но лишь на краткое время. Век XXI расставил иные приоритеты: уже не врагом, а равносильным соперником Запада стал новый Восток, явивший миру новую экономическую, политическую и культурную мощь. Голос Востока звучит все слышнее: сильными игроками на мировом пространстве выступают Южная Корея и Сингапур, Арабские Эмираты и Гонконг, Турция и Катар. Азербайджан на равных входит в эту когорту новых лидеров. Поэтому неудивительно, что Баку представил зрителям искусство нового культурного центра мира – Китая.

Площади мира. Мекка. Лу Шанчуан.

Китай стал не только экономической сверхдержавой новорожденного века, но и источником культурных инноваций: в начале 2000-х годов китайское современное искусство резко и дерзко вторглось на мировую художественную сцену и быстро стало одним из самых модных и востребованных. Сегодня Китай – чемпион по производству художественных звезд. Это новое арт-поколение, и оно, как магнит, притягивает к себе новое поколение ценителей искусства. Молодой амбициозный парижский коллекционер Джон Доделанд, новатор и денди, посвятил себя собирательству именно китайского современного искусства – лучшие образцы из своего и других частных собраний он представил в Центре Гейдара Алиева в Баку.

Выставку ведущих художников Китая, собранную Доделандом, открывали вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева и Арзу Алиева. «Созвездие» представило работы 22 авторов. Куратор выставки Ами Барак отобрал для проекта наиболее смелых и выразительных художников: тех, чьи картины, скульптуры, видео, инсталляции напрямую ставят перед зрителем вопросы о современном мире, историческом пути их стран, о том, чего стоит в информационную эпоху человеческая жизнь и как наш безумный век меняет человеческие чувства. «Это молодые художники, они выросли уже не под сенью учения Мао Цзэдуна, – говорит Барак. – Они не зациклены только на Китае, их мышление глобально, их темы – человечество, технологии, энергии».

Хедлайнером выставки неизбежно является Ай Вэйвэй – художник, чье имя стало почти что символом современного китайского искусства в целом. Международная звезда, хулиган и диссидент, преследовавшийся китайскими властями за свою общественную деятельность, Вэйвэй делает искусство о том, как преломляется в сознании современного человека многотысячелетняя история Китая. В его инсталляции на выставке «Созвездие» 25 расписных антикварных фарфоровых чашек – непременных атрибутов традиционного китайского чаепития – составлены в квадрат, напоминающий построение воинов. Зрителю самому предстоит решить, является ли этот «батальон» метафорой экономической экспансии Китая, грозящей поработить весь мир, или, наоборот, свидетельством ее бессилия – ведь чашки перевернуты вверх дном, и чая из них уже не попьешь.

Лу Шанчуан пишет картины маслом – техника более чем традиционная для европейского художника, но экзотическая для китайца, и городские пейзажи Шанчуана, похожие на живопись импрессионистов, – свидетельство трудного и благодарного пути освоения иной культуры. Зато Ванг Гуангле, кажется, в западную визуальность влился без малейших проблем: его абстракции выглядят совершенно европейскими, если только не знать, что они не просто нарисованы, а являются плодами сложного ритуала, когда холст с краской долго и методично перемещается и переворачивается в пространстве, чтобы краска стекла под нужным углом и ее слои наложились именно так, как желает художник.

Инсталляция «Чашки с курами». Ай Вэйвэй.

Ванг Юянг намеренно ломает компьютеры, чтобы в хаосе сигналов на вышедшем из строя экране найти новую цифровую поэзию. А Ху Сяоюан вместо кистей использует живых насекомых, и ее мошки и букашки, вымазанные в туши и оставляющие изящные следы на белой бумаге, одновременно отсылают к средневековой китайской живописи и ставят остросовременные вопросы о статусе живого и о том, имеет ли художник право во имя искусства эксплуатировать других существ – неважно, человеческих или нет.

«Созвездие» и самим своим маршрутом исследует историю Востока: до Азербайджана выставка показывалась в Грузии, а после поедет в Казахстан, повторяя топографию Великого шелкового пути. На вернисаже директор Центра Гейдара Алиева Анар Алакбаров поблагодарил Джона Доделанда и приоткрыл профессиональную тайну: в ближайшие годы центр намерен реализовать еще ряд проектов в сотрудничестве с ним.

Письмена насекомых. Ху Сяоюан.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»