Традиционное искусство Азербайджана в Музее Востока
Ламбрекен для камина-бухары. Карабах. XIX в.

Выставка «Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана» в Государственном музее Востока рассказывает и показывает, из чего складывается особый уют азербайджанского дома. 

На известном полотне Яна ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Пале», что хранится в Брюгге, у ног Девы Марии расстелен изумительной красоты ковер с геометрическим узором. Специалисты узнали в нем «Зейва» губинской школы ковроткачества. Мастер же умбрийской школы Пинтуриккьо в «Сцене из жизни Энея Сильвия» изобразил ковер «Гянджа» Газахского региона. Неудивительно: уже в XV–XVI веках ковры, созданные на территории нынешнего Азербайджана, в немалых количествах завозились в Европу, в том числе в Нидерланды и Италию.

Старинными шедеврами богата и коллекция Азербайджанского музея ковра, гастроли которого стартовали в Москве. Выставка «Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана» демонстрирует российской публике национальное искусство убранства интерьера. В экспозиции представлена сотня предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе мебель, ювелирные украшения, медная посуда, кувшины, чаши, подносы, украшенные народными орнаментами, огромные блюда для плова, пшена и фасоли. И конечно, традиционный текстиль.

Аракчин (тюбетейка). Карабах. Начало XIX в.

Именно последний, отмечают кураторы проекта Ширин Меликова и Мария Филатова, как никакие другие предметы декора формирует в доме гармоничную среду, задает нужную интонацию и доводит уют до совершенства. И на первом месте среди таких текстильных изделий, разумеется, ковры – безворсовые и ворсовые, отличающиеся прихотливой композицией, сочностью и красочностью колорита, тонким рисунком и изобретательным орнаментом. В искусстве ковроткачества отразились философия азербайджанского народа, национальное мировосприятие и культурный код.

Ковры, как правило, ткали женщины, в том числе девушки, и от способностей молодой ткачихи во многом зависела ее дальнейшая судьба: это умение считалось одним из важных качеств для будущей семейной жизни. Свадьба вообще была одним из центральных событий в жизни женщины, поэтому ключевое место в экспозиции, сформированной по темам, занимает уголок невесты. Зритель видит мафраш – ковровый сундук для хранения посуды и постельных принадлежностей, манекен в традиционном свадебном наряде, декоративные наволочки, покрытые растительным орнаментом, футляры для гребней и узерлика – оберега от сглаза. Тут же представлены шитые золотом наусники (XIX – начало XX века), предназначенные для сохранения формы мужских усов: невесты вышивали их для своих женихов.

Ковер «Лянкяран». Карабах. Конец XIX в.

Фоном для многих сюжетов выставки служат крупноформатные панно, вышитые блестками, тамбурной вышивкой и гурама (лоскутным шитьем). Отдельный раздел рассказывает о национальных шелковых платках кялагаи и инструментах, задействованных в их изготовлении. И конечно, одним из знаковых экспонатов выставки стал «ковер № 1» – карабахский «Бахманлы» XIX века, с которого в 1918 году началось формирование коллекции Государственного музея Востока.

separator-icon
Посольская скатерть. Конец XIX в.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»