На сцене – музыка, в холле – выставка художественных работ. Мультижанровый проект, посвященный Карабаху, прошел в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева.
На вечере под названием «Музыка карабахских красок» соединились академическая музыка и живопись. Главной звездой музыкальной программы стала известная азербайджанская пианистка, лауреат международных конкурсов Саида Тагизаде. Она же составила программу и выступила инициатором проекта «Четыре сезона», призванного популяризировать музыку современных азербайджанских авторов. «Музыка карабахских красок» – первый концерт задуманного цикла. В нем прозвучало 14 сочинений девяти композиторов – все они в этот вечер находились в зале.
Программу открыла пьеса для фортепиано Пике Ахундовой, которую автор посвятила возвращению Шуши. Свою светлую композицию автор назвала просто – «Салам, Шуша!».
Карабах – живописный и музыкальный край, родина многих выдающихся музыкантов и композиторов: знаменитого тариста Садыгджана, народного любимца Бюльбюля, гениального Узеира Гаджибейли.
Родом из Карабаха и композитор Джалал Аббасов, сын прославленного композитора и искусствоведа, народного артиста Азербайджана, автора десятка оркестровых сочинений, трех оперетт, музыки для спектаклей и балета Ашрафа Аббасова. В ранней юности Джалал проводил в родительском доме в Шуше по три-четыре месяца подряд и теперь говорит так: «Даже если моя музыка специально не посвящена Карабаху, она пропитана его воздухом». И продолжает: «Все, что я когда-либо писал, имеет отношение к этому краю, потому что там мои корни, моя душа». Вариации Джалала Аббасова для фортепиано на концерте исполнила Саида Тагизаде.
В Шуше жила и бабушка композитора Кямали Ализаде. Почти 30 лет назад Кямаля написала камерную сюиту «Шахбулаг», посвященную Карабаху, а в 2020-м – пьесу для струнного квартета, гитары и фортепиано «Полет над Шушей». Автор считает последнюю пророческим произведением – по ее выражению, «предвестником победы». В этот вечер «Полет над Шушей» вместе с другими музыкантами исполнил супруг Кямали гитарист и композитор Стефано Мускаритоло. Итальянец Стефано признается, что обожает азербайджанскую музыку, особенно мугам, и называет музыку Карабаха удивительно возвышенной.
У композитора и педагога Эльнары Дадашевой тоже карабахские корни. Автор множества произведений в разных жанрах, Дадашева питает особенную любовь к народной музыке, которую интерпретирует с пиететом и любовью. Прозвучавшие в Бакинской филармонии хорал для фортепиано Sarı gəlin и композиция Süsən sünbül – очередное тому доказательство.
В программу вошли два произведения выдающегося композитора, председателя Союза композиторов Азербайджана Франгиз Ализаде: пьеса «Импульс» для фортепиано и скрипки, написанная специально для знаменитой американской скрипачки Хилари Хан и в ее исполнении удостоенная премии Grammy в 2014 году, и сложный Vokalzyklus в исполнении Фариды Мамедовой под аккомпанемент Мирхалида Мамедзаде и Саиды Тагизаде.
На выставке картин, расположившейся перед входом в зал, представили свои работы азербайджанские художники разных поколений – как взрослые (Роя Гасанова, Эльдар Бабазаде, Нигяр Фамильсой, Камила Мурадова, Роза Мурадова, Айнур Мустафаева, Интигам Агаев), так и совсем юные. У каждого нашлись воспоминания или ассоциации, связанные с Карабахом: одни изобразили значимые места, такие как Шушинская крепость, другие – карабахских скакунов, цветок харыбюльбюль, горные пейзажи. На вернисаже прошла благотворительная продажа картин, все вырученные средства были направлены в фонд Yaşat, помогающий семьям погибших шехидов (кстати, первой продалась детская работа).
После Баку выставку показали в Берлине, а осенью вечер в таком же мультижанровом формате пройдет в Вене. Проект «Музыка карабахских красок» тоже продолжается: в октябре, ближе к Новому году и Новрузу состоятся еще три концерта.
Саида Тагизаде
БАКУ: Какие у вас личные ассоциации, представления, связанные с Карабахом? Какие личные связи есть?
САИДА ТАГИЗАДЕ: Более 30 лет упоминание о Карабахе вызывало у нас боль, грусть, негодование и желание восстановить справедливость. Вместе с тем воспоминания о временах, когда всё было хорошо, были самые теплые и яркие. Мне довелось бывать в Шуше, когда я была маленькой. Странно, что, несмотря на возраст, я многое запомнила. Конечно же, мне всегда хотелось вернуться, снова ощутить тот воздух, ауру.
В этом году мне посчастливилось попасть в Шушу. Я испытала очень смешанные чувства: счастье и восторг одновременно со скорбью. Несмотря на особую шушинскую атмосферу, действительно очень творческую, там ощущается боль. Надеюсь, Карабах скоро излечит свои раны, но память о наших воинах, безграничная благодарность им останутся навсегда.
БАКУ: Какая музыка звучит у вас в голове, когда вы думаете о Карабахе?
С.Т.: В Шуше у меня всегда звучала увертюра из оперы Узеира Гаджибейли «Кероглу». Не знаю, почему именно она. Наверное, дело в эмоциях: воинственный настрой и в то же время национальные мотивы.
БАКУ: Что особенного вы находите в музыке карабахских композиторов – легендарных, как Гаджибейли, и современных?
С.Т.: Эта музыка отличается любовью к родине, к природе. В ней очень много воздуха, красоты, особенно если говорить о произведениях корифеев: каждая фраза, каждая нота проникнута любовью к родине, ее музыке, традициям. А у современных карабахских композиторов в музыке ощущаются боль и надежда, чувствуются ностальгические нотки.
БАКУ: Музыка Карабаха, по-вашему, это минор или мажор?
С.Т.: Музыка Карабаха – определенно праздник! Это смешение настроений, а значит, и мажор и минор. Жизнь! Любовь! Любовь к жизни! Это просто кислород, без которого невозможно прожить.