В Баку состоялась международная биеннале «Алюминий»
Кристина Атайде. Без названия.

За последние годы Баку стал городом, куда приезжают, чтобы посмотреть хорошее современное искусство. Очередным арт-форумом, собравшим множество зрителей, стала Международная биеннале «Алюминий».

«Ценности нашей жизни» – именно такую тему VI Международной биеннале современного искусства «Алюминий» объявила его куратор, доктор философии Диляра Вагабова. Площадками «Алюминия», организованного Министерством культуры и Союзом художников Азербайджана и проводимого в Баку с 2003 года, вновь стали Дворец Ширваншахов, Музейный центр, выставочный зал имени В. Самедовой, Центр современного искусства в Ичери шехер, «Галерея-1969» и Государственный историко-этнографический заповедник «Гала». Участники – около 30 азербайджанских художников и 40 зарубежных из 16 стран – продемонстрировали публике все разнообразие жанров современного изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, инсталляции, видеоарт, фото, перформанс.

Сабрина Барриос. Там, где небо встречается с землей.

«Баку очень изменился, и эти изменения поражают. Город просто не узнать. Он очень подходит для современного искусства», – констатировал художник-нонконформист, философ и теоретик искусства Зейгам Азизов, уроженец города Сальяны, 30 лет назад уехавший учиться в Европу и ныне живущий в Великобритании. Проект Азизова Newspeak, представленный на Биеннале, – это размышления о мировых новостях, о ежедневном потоке информации, обрушивающемся на каждого из нас, о медиа, ловко манипулирующих людским сознанием.

Дуэт московских художников Ольги и Олега Татаринцевых привез на «Алюминий» уже известный российской публике проект «Запределами». Татаринцевы работают с исторической памятью, фокусируя внимание на таких понятиях, как свобода слова, ее ограничение и несправедливость. Среди других российских художников, приглашенных на Биеннале, были Константин Батынков, Татьяна Баданина, Владимир Наседкин, Александр Пономарев. Последний – инициатор Первой Антарктической биеннале, состоявшейся под патронажем ЮНЕСКО в 2017 году, – показал в Баку фильм об этом своем детище.

Известный азербайджанский фотограф Рустам Гусейнов раскрыл тему Биеннале сериями «Рок» и «Формы и пятна», посвятив свои работы бешеному ритму и энергии рок-концертов, страсти, которой охвачены музыканты. Скульптор из Азербайджана Ульвия Алиева представила на «Алюминии» объемно-пространственную композицию «Единство и различие», составленную из 11 вариантов пластического портрета. А щемящая световая инсталляция «Реквием» Татьяны Баданиной собрана из белых рубашек, в нагрудные карманы которых вставлены фронтовые молитвы.

Сабрина Барриос из Бразилии в своем отсылающем к социальной истории, но при этом романтическом проекте «Там, где небо встречается с землей» с помощью ультрафиолетовых лучей воспроизвела мечеть XII века, в которой художница наблюдала молящихся женщин.

Инсталляция «Без названия» Кристины Атайде осуждает бесчеловечную миграционную политику Евросоюза: по мнению португальской художницы, таковая предотвращает для беженцев любую возможность получения убежища в странах ЕС и тем самым ставит под угрозу человеческие жизни. Красноречивый список из 36750 имен погибших беженцев, составленный Атайде, превращает ее работу практически в обвинительный документ.

Зрители также увидели уникальную фотовыставку «Наше кино. За кадром», состоящую из кадров кинолент оператора Юрия Варновского. Этот заслуженный деятель искусств более 50 лет проработал на киностудии «Азербайджанфильм» и снял такие фильмы, как «Кура неукротимая», «Свет погасших костров (Деде Горгуд)», «Бабек», «Насими», «Низами».

Пестрый международный список участников Бакинской биеннале дополнили Шо Хесегава (Япония), Эли Гладер (Норвегия), Тереза Пьюг-Пастор (Испания), Саид Мессари (Испания), Гизела Вейманн (Германия).

Ульвия Алиева. Единство и различие.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»