На выставке «Семь красавиц» в Москве азербайджанские кураторы смешали инсталляции и балет, древние миниатюры и космос, эфемерность и предметность.
На полу выставочного зала – большой комок металлического мусора. Острые углы, выпирающие линии, берегите ноги и одежду – быть может, монтажники забыли? Но на этот «мусор» направлен световой луч. Стоит проследить взглядом за тем, как он проходит сквозь беспорядочные вроде бы переплетения железяк и падает на стену, и все сомнения исчезают: это произведение искусства, причем высшего класса. Потому что на стене светится картина, нарисованная только тенью: молодой человек с книгой, классическая миниатюра Султана Мухаммеда.
Работа художника Рашада Алакбарова связывает древность и нынешний день, XV век миниатюры и XXI век инсталляции. Так кураторы выставки «Семь красавиц», что работает в Москве в Музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) до 3 февраля, сразу обозначили свой подход к теме: эта выставка, организованная Фондом Гейдара Алиева, Министерством культуры Азербайджана и Азербайджанским музеем ковра при поддержке посольства Азербайджана в России, об искусстве, что никогда не перестает быть современным. «Творчество не имеет времени, это что-то, что послано нам с небес для того, чтобы помогать человеку стать лучше, проникнуть в глубину своей души и открыть в себе высшую силу – любовь», – сказала на вернисаже Лейла Алиева.
Кураторы Эмин Мамедов (советник Фонда Гейдара Алиева по вопросам культуры и искусства) и Ширин Меликова (директор Музея азербайджанского ковра) собрали вместе ковры и эскизы к спектаклям, инсталляции и ювелирные украшения. «Выставка основана на произведении Низами Гянджеви «Семь красавиц», – говорит Эмин Мамедов. – Она немножко романтична и немножко современна, мы видим старые предметы искусства и приходим от них к мультимедийному подходу».
И Эмин Мамедов, и Ширин Меликова впервые прочитали «Семь красавиц» еще в детстве. «Такая красивая книга была! – говорит Ширин. – Одна из моих настольных. В детстве эту историю не воспринимаешь с точки зрения философии, к этому приходишь позже. Первое впечатление – невероятная восточная роскошь сказки и какое-то манящее ощущение, всегда хотелось войти в эту книгу». «Да, – подхватывает Эмин Мамедов, – философскую подоплеку в детстве не понимаешь, только смотришь на сказочную дворцовую жизнь». Мальчик и девочка, зачарованно рассматривавшие картинки, читавшие старинную историю и желавшие попасть в мир Низами Гянджеви, выросли и решили предоставить возможность такого путешествия детям и взрослым – всем, кто придет на выставку.
Это именно путешествие с погружением в мир, а не просто рассматривание музейных экспонатов. Потому что с помощью современной техники в одном из залов ожили и зашевелились миниатюры, изображающие дворцы семи красавиц. Внутри картинки будто ветерок гуляет и летают птички-бабочки. Вообще-то эти изображения – страшная редкость: «Миниатюры – из рукописи XV века, которая хранится в музее Топкапы в Стамбуле, – говорит Ширин Меликова. – Все семь вместе мы показываем впервые».
Рядом с каждой из семи красавиц, что обитает в своем дворце, выставлены блюда и нагрудные украшения, шкатулки и серьги. А также ковры, у каждого дворца свой. «У нас была идея: оживающие миниатюры должны обеспечить иллюзию, что попадаешь внутрь сказки, а расположенные рядом объекты словно создают пространство дворцов, – объясняет Ширин Меликова. – Каждая принцесса рассказывает свою поучительную притчу, и мораль каждой из них мы раскрываем в орнаменте ковров. Это не просто декоративный узор, он несет определенную смысловую нагрузку. А еще мы привезли великолепные предметы из нашего ювелирного фонда – они тоже работают на то, чтобы создалось впечатление роскошной дворцовой обстановки».
Следующий зал посвящен тому, как история, сочиненная Низами Гянджеви, превратилась в балет Кара Караева. Здесь собраны эскизы декораций и костюмов, программки первых спектаклей и архивные фотографии. Можно сравнить манеры художников: Федор Гусак, оформлявший «Семь красавиц» в 1952 году, явно ориентировался на классическую театрально-живописную традицию, создавая обстоятельные пейзажи и наряды, а работавшая в 1969 году Наталья Кириллова уже отчетливо влюблена в рубленый стиль шестидесятых, что так пригодился для костюма мужественного шаха Бахрама. Отмечены только постановки в Азербайджане, хотя «Семь красавиц» часто ставили в СССР и России: «Выставка идет из Баку, – объясняет Эмин Мамедов, – и мы хотели показать, чем являются «Семь красавиц» именно для нас».
От прошлого, давнего и недавнего, выставка вновь возвращает к современному искусству. Еще одна инсталляция изобретена кураторами, и из-за нее было много споров. «Мы обсуждали ее месяцев семь или восемь. Идея менялась, мы от нее отказывались, обсуждали снова, она выстроилась буквально за несколько дней до вернисажа», – почти хором говорят Эмин Мамедов и Ширин Меликова, и в их улыбках еще не отпустившее напряжение и надежда на то, что все по-настоящему получилось. Вышло действительно отлично: танцующие на гигантском экране красавицы оказываются в космосе, рядом со своими планетами. И в инсталляции вновь сочетаются древность (на этот раз – классического балетного искусства) и современные технологии, что позволяют создать завораживающую картинку. «Балерины как будто возникают из Вселенной, – объясняет Ширин Меликова. – Это миражи, образы; принцессы должны быть эфемерны. Хотелось сделать их недосягаемыми, олицетворенными символами».
После Москвы кураторы хотят показать выставку в Санкт-Петербурге и, конечно, вернуть домой, в Баку. Они очень надеются на успех в российской столице. «Российский зритель – самый чуткий в мире, – говорит Ширин Меликова. – Мы делали выставки в разных странах, и наибольший интерес всегда был в России. В 2013 году в Мультимедиа Арт Музее с очень большим интересом прошла выставка Fly to Baku. В 2016-м в Третьяковской галерее мы показывали выставку абшеронских художников – она тоже была принята прекрасно. Надеемся, сейчас все тоже будет хорошо. Прекрасные графические работы, декоративно-прикладное искусство, современные инсталляции, и музыка, и балет (на выставке есть зал, где можно посмотреть спектакль «Семь красавиц» 2008 года. – БАКУ) – выставка должна быть интересна очень широкому зрителю».