В Москве прошла выставка «Семь красавиц»
Исполнительный директор Фонда Гейдара Алиева Анар Алакбаров, куратор выставки Ширин Меликова, вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева.

На выставке «Семь красавиц» в Москве азербайджанские кураторы смешали инсталляции и балет, древние миниатюры и космос, эфемерность и предметность.

На полу выставочного зала – большой комок металлического мусора. Острые углы, выпирающие линии, берегите ноги и одежду – быть может, монтажники забыли? Но на этот «мусор» направлен световой луч. Стоит проследить взглядом за тем, как он проходит сквозь беспорядочные вроде бы переплетения железяк и падает на стену, и все сомнения исчезают: это произведение искусства, причем высшего класса. Потому что на стене светится картина, нарисованная только тенью: молодой человек с книгой, классическая миниатюра Султана Мухаммеда.

Работа художника Рашада Алакбарова связывает древность и нынешний день, XV век миниатюры и XXI век инсталляции. Так кураторы выставки «Семь красавиц», что работает в Москве в Музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) до 3 февраля, сразу обозначили свой подход к теме: эта выставка, организованная Фондом Гейдара Алиева, Министерством культуры Азербайджана и Азербайджанским музеем ковра при поддержке посольства Азербайджана в России, об искусстве, что никогда не перестает быть современным. «Творчество не имеет времени, это что-то, что послано нам с небес для того, чтобы помогать человеку стать лучше, проникнуть в глубину своей души и открыть в себе высшую силу – любовь», – сказала на вернисаже Лейла Алиева.

Кураторы выставки Ширин Меликова и Эмин Мамедов.

Кураторы Эмин Мамедов (советник Фонда Гейдара Алиева по вопросам культуры и искусства) и Ширин Меликова (директор Музея азербайджанского ковра) собрали вместе ковры и эскизы к спектаклям, инсталляции и ювелирные украшения. «Выставка основана на произведении Низами Гянджеви «Семь красавиц», – говорит Эмин Мамедов. – Она немножко романтична и немножко современна, мы видим старые предметы искусства и приходим от них к мультимедийному подходу».

Инсталляция «Миниатюра». 2013. Рашад Алакбаров.
Эскиз костюмов героев балета. 1951. Федор Гусак.
Эскиз костюмов героев балета. 1968. Наталья Кириллова.

И Эмин Мамедов, и Ширин Меликова впервые прочитали «Семь красавиц» еще в детстве. «Такая красивая книга была! – говорит Ширин. – Одна из моих настольных. В детстве эту историю не воспринимаешь с точки зрения философии, к этому приходишь позже. Первое впечатление – невероятная восточная роскошь сказки и какое-то манящее ощущение, всегда хотелось войти в эту книгу». «Да, – подхватывает Эмин Мамедов, – философскую подоплеку в детстве не понимаешь, только смотришь на сказочную дворцовую жизнь». Мальчик и девочка, зачарованно рассматривавшие картинки, читавшие старинную историю и желавшие попасть в мир Низами Гянджеви, выросли и решили предоставить возможность такого путешествия детям и взрослым – всем, кто придет на выставку. 

Сярпуш (крышка для блюда). Начало XIX в. Довра (круглое блюдо). Начало ХХ в.

Это именно путешествие с погружением в мир, а не просто рассматривание музейных экспонатов. Потому что с помощью современной техники в одном из залов ожили и зашевелились миниатюры, изображающие дворцы семи красавиц. Внутри картинки будто ветерок гуляет и летают птички-бабочки. Вообще-то эти изображения – страшная редкость: «Миниатюры – из рукописи XV века, которая хранится в музее Топкапы в Стамбуле, – говорит Ширин Меликова. – Все семь вместе мы показываем впервые». 

Директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.

Рядом с каждой из семи красавиц, что обитает в своем дворце, выставлены блюда и нагрудные украшения, шкатулки и серьги. А также ковры, у каждого дворца свой. «У нас была идея: оживающие миниатюры должны обеспечить иллюзию, что попадаешь внутрь сказки, а расположенные рядом объекты словно создают пространство дворцов, – объясняет Ширин Меликова. – Каждая принцесса рассказывает свою поучительную притчу, и мораль каждой из них мы раскрываем в орнаменте ковров. Это не просто декоративный узор, он несет определенную смысловую нагрузку. А еще мы привезли великолепные предметы из нашего ювелирного фонда – они тоже работают на то, чтобы создалось впечатление роскошной дворцовой обстановки». 

Нагрудное украшение «Гарабатдаг». XIX в.
Пояс. Начало XX в.
Наголовное украшение для свадебной церемонии. XIX в.

Следующий зал посвящен тому, как история, сочиненная Низами Гянджеви, превратилась в балет Кара Караева. Здесь собраны эскизы декораций и костюмов, программки первых спектаклей и архивные фотографии. Можно сравнить манеры художников: Федор Гусак, оформлявший «Семь красавиц» в 1952 году, явно ориентировался на классическую театрально-живописную традицию, создавая обстоятельные пейзажи и наряды, а работавшая в 1969 году Наталья Кириллова уже отчетливо влюблена в рубленый стиль шестидесятых, что так пригодился для костюма мужественного шаха Бахрама. Отмечены только постановки в Азербайджане, хотя «Семь красавиц» часто ставили в СССР и России: «Выставка идет из Баку, – объясняет Эмин Мамедов, – и мы хотели показать, чем являются «Семь красавиц» именно для нас».

От прошлого, давнего и недавнего, выставка вновь возвращает к современному искусству. Еще одна инсталляция изобретена кураторами, и из-за нее было много споров. «Мы обсуждали ее месяцев семь или восемь. Идея менялась, мы от нее отказывались, обсуждали снова, она выстроилась буквально за несколько дней до вернисажа», – почти хором говорят Эмин Мамедов и Ширин Меликова, и в их улыбках еще не отпустившее напряжение и надежда на то, что все по-настоящему получилось. Вышло действительно отлично: танцующие на гигантском экране красавицы оказываются в космосе, рядом со своими планетами. И в инсталляции вновь сочетаются древность (на этот раз – классического балетного искусства) и современные технологии, что позволяют создать завораживающую картинку. «Балерины как будто возникают из Вселенной, – объясняет Ширин Меликова. – Это миражи, образы; принцессы должны быть эфемерны. Хотелось сделать их недосягаемыми, олицетворенными символами».

После Москвы кураторы хотят показать выставку в Санкт-Петербурге и, конечно, вернуть домой, в Баку. Они очень надеются на успех в российской столице. «Российский зритель – самый чуткий в мире, – говорит Ширин Меликова. – Мы делали выставки в разных странах, и наибольший интерес всегда был в России. В 2013 году в Мультимедиа Арт Музее с очень большим интересом прошла выставка Fly to Baku. В 2016-м в Третьяковской галерее мы показывали выставку абшеронских художников – она тоже была принята прекрасно. Надеемся, сейчас все тоже будет хорошо. Прекрасные графические работы, декоративно-прикладное искусство, современные инсталляции, и музыка, и балет (на выставке есть зал, где можно посмотреть спектакль «Семь красавиц» 2008 года. – БАКУ) – выставка должна быть интересна очень широкому зрителю». 

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»