В Центре Гейдара Алиева проходит выставка фотографий Анри Картье-Брессона «Париж». Величайший свидетель ХХ века, Картье-Брессон выбрал профессию фотожурналиста еще в те времена, когда фотожурналистики как таковой не существовало. Его наследие насчитывает около полумиллиона фотографий. На экспозиции в Баку представлены 80 редких снимков, сделанных в Париже в разные годы.
Выступая на открытии, директор агентства Magnum Photos Клемен Саккомани сказал: «Выставка представляет собой путешествие в историю Парижа на 70 лет назад. Те, кто познакомится с представленными здесь произведениями, словно совершат прогулку по столице Франции». Но прежде всего за черно-белыми фотографиями, сделанными 35-миллиметровой «Лейкой», они смогут почувствовать личность их автора и его время.
Анри Картье-Брессон прожил долгую – 95 лет – и невероятно насыщенную жизнь. Его биография читается как роман: трудно поверить, что все эти события на самом деле произошли с реальным человеком. Картье-Брессон родился в очень богатой аристократической семье. У обоих родителей были семейные замки, детей воспитывали английские гувернеры. Но вместо того, чтобы продолжить семейное дело, старший сын Картье-Брессонов решил стать художником. Вернувшись из Кембриджа, он поселился в Париже, начал посещать кафе «Сирано», где выступали Андре Бретон, Луи Арагон, Макс Эрнст и собирался весь авангард искусства того времени. Знаменитая Гертруда Стайн, впрочем, посмотрев на его картины, посоветовала вернуться к семейному бизнесу, но Картье-Брессон был слишком увлечен идеями сюрреалистов.
Затем были служба в армии «с Джойсом под мышкой», любовь с женой американского друга и самоубийство последнего, побег в Африку, где в течение девяти месяцев Картье-Брессон зарабатывал на жизнь охотой и продажей трофеев, а кроме того, фотографировал (сохранилось всего семь снимков). Год в Мексике, Америка периода Великой депрессии, Вторая мировая война, во время которой Картье-Брессон провел три года в плену у фашистов, с третьей попытки бежал и вернулся в Париж. После войны вместе с американским военным репортером Робертом Капа они создали фотоагентство Magnum, и в качестве фотожурналиста Картье-Брессон объездил весь мир: снимал Китай в момент перехода к коммунизму, страны Азии, отвоевывавшие право на независимость, послевоенный Советский Союз. У этого человека был удивительный талант оказываться в нужном месте в нужное время. Ярким примером стала его поездка в Индию в 1948 году: он снял объявившего голодовку Махатму Ганди, а через час Ганди был убит фанатиком-индуистом.
Он с легкостью перемещался по миру, дружил с самыми выдающимися людьми своего времени. Для многих Картье-Брессон известен в первую очередь как портретист, сделавший лучшие снимки своих друзей: Анри Матисса, Альбера Камю, Альберто Джакометти, Мэрилин Монро, Коко Шанель, Жан-Поля Сартра, Трумена Капоте, Хуана Миро, Поля Валери и других.
В 1972 году фотограф побывал и в Азербайджане – остались его снимки, сделанные в Старом городе, возле Дома правительства. На этих фото запечатлены студенты на марше, играющие на улицах мальчишки, горничные в отеле «Интурист» – казалось бы, незначительные детали, составляющие при этом самую суть жизни.
Нынешний преемник Картье-Брессона на посту руководителя агентства Magnum Клемен Саккомани сказал, открывая выставку: «Наша нынешняя поездка в Азербайджан – исполнение воли Анри Картье-Брессона. Агентство намерено работать с молодыми фотографами Пространства современного искусства YARAT. Кроме того, агентство хочет открыть миру посредством фотографий подготовительную работу к первым Европейским играм, которые пройдут в Баку в 2015 году».