Семейные распри, предельная откровенность и психологическая глубина – фильм Асифа Рустамова «Холодный, как мрамор» триумфально шествует по фестивалям, не оставляя зрителей равнодушными.
В конце июня азербайджано-французская драма «Холодный, как мрамор» получила одну из двух основных наград международного кинофорума на греческом острове Кимолос. А три недели спустя удостоилась особого упоминания жюри на 30-м European Film Festival Palić в сербском городе Палич, где демонстрировалась в рамках программы «Параллели и встречи».
Фильм Асифа Рустамова – один из самых ярких и титулованных образцов национального кино Азербайджана последних лет. В прошлом году «Холодный, как мрамор» объехал несколько крупных фестивалей и редко оставался без призов: лучшую режиссуру отметили на 16-м Евразийском международном кинофестивале в Алма-Ате, лучшую актерскую работу Гурбана Исмайлова оценили на «Темных ночах» в Таллине, главную награду жюри отдали на 29-м Международном фестивале азиатского кино во французском Везуле.
Отсидев за убийство жены, пожилой мужчина возвращается домой, где жизнь идет своим чередом и его не особенно ждут: повзрослевший сын, кладбищенский гравер и неудачливый художник, ослепший на один глаз, мечтает сделать карьеру и строит странные отношения с девушкой. Теперь бывшему заключенному предстоит вписаться в новую, незнакомую для него реальность, став «третьим лишним», экспресс-методами воспитать отпрыска и всколыхнуть в памяти прошлое семьи.
«Холодный, как мрамор» – второй полнометражный фильм Рустамова, снятый спустя восемь лет после дебюта, основной темой которого тоже были взаимоотношения между отдалившимися друг от друга родными людьми. Как и в первой картине, драме «Вниз по течению», где тренер по гребле вопреки обстоятельствам пытался вырастить сына чемпионом, в центре внимания «Холодного, как мрамор» – конфликт двух мужчин, родных по крови, но таких разных по мировоззрению.
Напряженные диалоги между отцом и сыном, атмосферные сцены на кладбище, абсурдистский юмор и античная трагедийность, попытки разобраться, до какой степени два близких человека могут быть действительно близки, – это далеко не всё, что отмечали фестивальная публика и кинокритики. Хвалили актерские работы Гурбана Исмайлова, Натаван Аббаслы (у нее в картине немало откровенных сцен) и юного Эльшана Аскерова, фотографию которого режиссер, уже отчаявшись, случайно «нагуглил». А самого Рустамова даже называли «азербайджанским Терренсом Маликом». «Мы хотели сделать фильм современным, отчасти дерзким – так, возможно, не принято снимать в Азербайджане, – говорит в интервью сайту фестиваля «Темные ночи» продюсер картины Гийом де Сей. – Мало кто особенно разбирается в азербайджанском кино, и мы пытались сделать так, чтобы фильм оказался близок и понятен зрителю из любой части мира. На показах убедились, что нам это удалось: люди «подключались» к истории с первых кадров».
Замысел драмы появился у Рустамова несколько лет назад, однако потребовалось время, чтобы история созрела и обрела глубину. Сценарий Асиф написал вместе с давним соавтором, драматургом и историком из Нидерландов Ролафом Яном Миннебоо – раньше они работали над «Гранатовым садом» и «Сугрой и ее сыновьями». Миннебоо также сотрудничал с Адильханом Ержановым («Черный, черный человек»), одним из самых перспективных режиссеров Казахстана.
В отличие от дебютной картины, бюджет на которую режиссер искал семь лет, работа над «Холодным, как мрамор» с самого начала шла на удивление гладко: поданную в Министерство культуры заявку быстро подтвердили – ведомство профинансировало съемки, а с постпродакшеном помогли партнеры из Общественного телевидения Азербайджана, Baku Media Center и парижской компании Arizona Films. Весь процесс занял примерно два года – невероятно удачная судьба для авторского фильма.