Современное азербайджанское кино: новый век

В начале 2000-х перед Азербайджанским кино встала новая задача: сменилась эпоха – должен измениться и визуальный язык, описывающий окружающую жизнь.  

Исполнители главных ролей Адам Бакри и Мария Вальверде. Фото: Freuds

В 2006 году на экраны вышла картина «Прощай, южный город» режиссера Олега Сафаралиева: запоздалое расставание с советским кинематографом. В заголовке обыгрывалось название культовой оттепельной ленты Эльдара Кулиева «В этом южном городе». Действие фильма происходило в поздние 1980-е, и ностальгическое послание режиссера считывалось без труда. Но для радикальных перемен требовались решительные действия. Самой сложной задачей было вырастить новое поколение режиссеров, ориентирующихся в тонкостях современного кинопроцесса, и создать им благоприятные условия для съемок внутри страны. 

«Хамелеон»

В начало нулевых Азербайджан вошел, по сути, с отсутствующей киноиндустрией: коридоры легендарной студии «Азербайжанфильм» фактически пустовали (в промежутке с 2001-го по 2003-й снималось по одному фильму в год). Самобытную национальную киношколу пришлось вытаскивать из комы. На то, чтобы сдвинуть ситуацию с нулевой отметки, ушло без малого десять лет. Для начала в 2008 году (в год 110-летнего юбилея национальной кинематографии) указом президента была утверждена Государственная программа развития азербайджанского кино на 2008–2018 годы. Министерство культуры и туризма оперативно выработало систему поощрительных грантов для молодых режиссеров, дебютирующих в коротком метре. Важным условием было, чтобы сюжеты первых лент снимались в естественных декорациях Баку и Азербайджана: попадавшие на международные конкурсы короткометражки таким образом становились рекламой и визитной карточкой страны.

«Моя родня»

Уже в 2013 году имена азербайджанских режиссеров звучали по всему миру. Дипломная лента выпускника Кельнской интернациональной киношколы Эльмара Иманова «Качели гробовщика» удостоилась «студенческого «Оскара» – специальной премии Американской киноакадемии. В конкурсную программу главного европейского фестиваля независимого кино в Локарно была отобрана лента «Хамелеон» Эльвина Адыгозеля и Руфата Гасанова. Награду престижного питерского фестиваля неигрового кино «Послание к человеку» получила картина азербайджанского режиссера и продюсера Родиона Исмаилова «Моя родня». Теймур Гаджиев представил свой короткометражный фильм Yara на престижном Palm Springs International ShortFest. Все эти фильмы были сняты в Азербайджане: национальный пейзаж играл в них едва ли не важнейшую роль, в кадре присутствовали азербайджанские актеры, с экрана звучала азербайджанская речь. 

«Родина»

Чтобы привлечь в страну режиссеров со всего мира, в Баку в том же 2013 году был учрежден ежегодный фестиваль туристических фильмов. Туристические фильмы – тренд современного кинематографа. Ничто так не влияет на спонтанные потоки путешественников, как удачно созданный экранный имидж места. Первый бакинский кинофорум открылся фильмом «Возвращение на Кавказ», созданным совместными усилиями Азербайджана и Франции при активном участии президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой. Режиссеры картины Стефан Бергунью и Жан-Пьер Девилер выбрали в качестве основы сюжета эссе «Кавказ» Александра Дюма, побывавшего в Азербайджане в 1858 году. Принявший участие в съемках актер Жерар Депардье повторил маршрут автора «Трех мушкетеров». 

«Степняк»

Азербайджанские туристические ленты–участники конкурса за последние годы объехали весь мир. Отдельно стоит отметить международные успехи картин «Родина» режиссера Руфата Керимзаде (посвящение I Европейским играм, прошедшим в Баку в 2015 году) и «Лагич» Тофика Шахвердиева.

Студия «Азербайджанфильм» постепенно накачала мускулы и уже в 2015 году выпустила мощную дорогостоящую ленту «Степняк» (режиссер Шамиль Алиев) о столкновении традиционной и современной культур. Фильм вошел в расширенный список номинантов на «Оскар».

Постепенно стали возрождаться и традиции детского кинематографа: картина «Урок» режиссеров Рафига Алиева и Джавида Таваккула, рассчитанная на подростковую аудиторию, завоевала в 2016 году главные призы престижных фестивалей постсоветского пространства «Листопад» (Белоруссия) и «Киношок» (Россия).

«Умри отмщенным. Письма из прошлого»

Ни одна киноиндустрия в современном глобальном мире не может существовать обособленно. Баку регулярно становится площадкой для международных образовательных проектов. Здесь проводили свои питчинги и тренинги участники многих мобильных международных кинопроектов – например, передвижной киношколы «Мир от рассвета до заката», созданной европейскими мастерами документального кино Мирославом Дембинским и Мачеем Дрыгасом. Итогом их работы в Азербайджане стал замечательный коллективный альманах «Баку от рассвета до заката», задокументировавший жизнь столицы и ее обитателей, – фильм объехал многие фестивали Европы. Азербайджанские режиссеры регулярно становились участниками кавказского «Содружества молодых кинематографистов». Участие в международных обучающих проектах постепенно реформирует национальный киноязык: так, резидент летней киноакадемии Локарно Теймур Гаджиев снял по итогам экспериментальную ленту «Шанхай–Баку», попавшую в конкурс важнейшего короткометражного киносмотра в Тампере.

Крупные азербайджанские блокбастеры в новом десятилетии тоже вышли на международную арену с многонациональной съемочной командой. Картина Октая Мир-Касыма «Умри отмщенным. Письма из прошлого» (2014) была создана при активном участии немецкой стороны. Поэтичная лента режиссера Мирбалы Салимли «Красный сад» (2016) тоже снималась интернациональной группой кинематографистов: фильм совершил гастроль по нескольким крупным международным фестивалям и был номинирован на российскую премию «Ника».

Громким успехом национальной индустрии стал выход картины «Али и Нино», сопродюсерами которой выступили Лейла Алиева и Крис Тикье. Авторские права на экранизацию одноименного романа Гурбана Саида купила кинокомпания PeaPie Films. Сценарий к фильму создал британский писатель и сценарист Кристофер Хэмптон, обладатель «Оскара» за адаптацию «Опасных связей» по роману де Лакло. Режиссером был выбран лондонский индиец Азиф Кападиа, отличившийся как автор культовых документальных лент «Сенна» и «Эми». Картина, снятая в Азербайджане, была представлена в 2016 году на крупнейшем мировом смотре независимого кино Sundance.

Кадр из фильма «Али и Нино». Фото: Freuds
Режиссер фильма «Али и Нино» Азиф Кападиа. Фото: Freuds
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»