В начале 2000-х перед Азербайджанским кино встала новая задача: сменилась эпоха – должен измениться и визуальный язык, описывающий окружающую жизнь.
В 2006 году на экраны вышла картина «Прощай, южный город» режиссера Олега Сафаралиева: запоздалое расставание с советским кинематографом. В заголовке обыгрывалось название культовой оттепельной ленты Эльдара Кулиева «В этом южном городе». Действие фильма происходило в поздние 1980-е, и ностальгическое послание режиссера считывалось без труда. Но для радикальных перемен требовались решительные действия. Самой сложной задачей было вырастить новое поколение режиссеров, ориентирующихся в тонкостях современного кинопроцесса, и создать им благоприятные условия для съемок внутри страны.
В начало нулевых Азербайджан вошел, по сути, с отсутствующей киноиндустрией: коридоры легендарной студии «Азербайжанфильм» фактически пустовали (в промежутке с 2001-го по 2003-й снималось по одному фильму в год). Самобытную национальную киношколу пришлось вытаскивать из комы. На то, чтобы сдвинуть ситуацию с нулевой отметки, ушло без малого десять лет. Для начала в 2008 году (в год 110-летнего юбилея национальной кинематографии) указом президента была утверждена Государственная программа развития азербайджанского кино на 2008–2018 годы. Министерство культуры и туризма оперативно выработало систему поощрительных грантов для молодых режиссеров, дебютирующих в коротком метре. Важным условием было, чтобы сюжеты первых лент снимались в естественных декорациях Баку и Азербайджана: попадавшие на международные конкурсы короткометражки таким образом становились рекламой и визитной карточкой страны.
Уже в 2013 году имена азербайджанских режиссеров звучали по всему миру. Дипломная лента выпускника Кельнской интернациональной киношколы Эльмара Иманова «Качели гробовщика» удостоилась «студенческого «Оскара» – специальной премии Американской киноакадемии. В конкурсную программу главного европейского фестиваля независимого кино в Локарно была отобрана лента «Хамелеон» Эльвина Адыгозеля и Руфата Гасанова. Награду престижного питерского фестиваля неигрового кино «Послание к человеку» получила картина азербайджанского режиссера и продюсера Родиона Исмаилова «Моя родня». Теймур Гаджиев представил свой короткометражный фильм Yara на престижном Palm Springs International ShortFest. Все эти фильмы были сняты в Азербайджане: национальный пейзаж играл в них едва ли не важнейшую роль, в кадре присутствовали азербайджанские актеры, с экрана звучала азербайджанская речь.
Чтобы привлечь в страну режиссеров со всего мира, в Баку в том же 2013 году был учрежден ежегодный фестиваль туристических фильмов. Туристические фильмы – тренд современного кинематографа. Ничто так не влияет на спонтанные потоки путешественников, как удачно созданный экранный имидж места. Первый бакинский кинофорум открылся фильмом «Возвращение на Кавказ», созданным совместными усилиями Азербайджана и Франции при активном участии президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой. Режиссеры картины Стефан Бергунью и Жан-Пьер Девилер выбрали в качестве основы сюжета эссе «Кавказ» Александра Дюма, побывавшего в Азербайджане в 1858 году. Принявший участие в съемках актер Жерар Депардье повторил маршрут автора «Трех мушкетеров».
Азербайджанские туристические ленты–участники конкурса за последние годы объехали весь мир. Отдельно стоит отметить международные успехи картин «Родина» режиссера Руфата Керимзаде (посвящение I Европейским играм, прошедшим в Баку в 2015 году) и «Лагич» Тофика Шахвердиева.
Студия «Азербайджанфильм» постепенно накачала мускулы и уже в 2015 году выпустила мощную дорогостоящую ленту «Степняк» (режиссер Шамиль Алиев) о столкновении традиционной и современной культур. Фильм вошел в расширенный список номинантов на «Оскар».
Постепенно стали возрождаться и традиции детского кинематографа: картина «Урок» режиссеров Рафига Алиева и Джавида Таваккула, рассчитанная на подростковую аудиторию, завоевала в 2016 году главные призы престижных фестивалей постсоветского пространства «Листопад» (Белоруссия) и «Киношок» (Россия).
Ни одна киноиндустрия в современном глобальном мире не может существовать обособленно. Баку регулярно становится площадкой для международных образовательных проектов. Здесь проводили свои питчинги и тренинги участники многих мобильных международных кинопроектов – например, передвижной киношколы «Мир от рассвета до заката», созданной европейскими мастерами документального кино Мирославом Дембинским и Мачеем Дрыгасом. Итогом их работы в Азербайджане стал замечательный коллективный альманах «Баку от рассвета до заката», задокументировавший жизнь столицы и ее обитателей, – фильм объехал многие фестивали Европы. Азербайджанские режиссеры регулярно становились участниками кавказского «Содружества молодых кинематографистов». Участие в международных обучающих проектах постепенно реформирует национальный киноязык: так, резидент летней киноакадемии Локарно Теймур Гаджиев снял по итогам экспериментальную ленту «Шанхай–Баку», попавшую в конкурс важнейшего короткометражного киносмотра в Тампере.
Крупные азербайджанские блокбастеры в новом десятилетии тоже вышли на международную арену с многонациональной съемочной командой. Картина Октая Мир-Касыма «Умри отмщенным. Письма из прошлого» (2014) была создана при активном участии немецкой стороны. Поэтичная лента режиссера Мирбалы Салимли «Красный сад» (2016) тоже снималась интернациональной группой кинематографистов: фильм совершил гастроль по нескольким крупным международным фестивалям и был номинирован на российскую премию «Ника».
Громким успехом национальной индустрии стал выход картины «Али и Нино», сопродюсерами которой выступили Лейла Алиева и Крис Тикье. Авторские права на экранизацию одноименного романа Гурбана Саида купила кинокомпания PeaPie Films. Сценарий к фильму создал британский писатель и сценарист Кристофер Хэмптон, обладатель «Оскара» за адаптацию «Опасных связей» по роману де Лакло. Режиссером был выбран лондонский индиец Азиф Кападиа, отличившийся как автор культовых документальных лент «Сенна» и «Эми». Картина, снятая в Азербайджане, была представлена в 2016 году на крупнейшем мировом смотре независимого кино Sundance.