Фильм снят Ириной Бас по сценарию уроженки Баку Наргиз Багирзаде. Напряженная история отношений матери и дочери говорит о разнице поколений, и о месте женщины в современном мире, и о том, что расстояние и разлука не способны сделать нас чужими.
Сразу после выпускного 17-летняя Даша, которую всю жизнь растил консервативный и строгий отец, вырывается на свободу. Она отправляется из родного Кировска якобы в Мурманск поступать на факультет регионоведения, а оказывается в Петербурге, где полностью вкушает все прелести юношеской свободы: красит волосы в красный цвет, пытается поступить в театральный и ищет мать. Пианистка Елена, оставившая дочь в детстве, не сильно рада ее видеть и теперь, но позволяет остаться. Между матерью и дочерью разыгрываются непростые отношения.
Премьера картины состоялась в прошлом году на фестивале «Короче» в Калининграде, а этой зимой вышла в прокат. Роль матери и дочери сыграли опытная Виктория Исакова и восходящая звезда Мария Мацель соответственно, режиссером выступила Ирина Бас (это ее полнометражный дебют), а автором сценария и креативным продюсером – Наргиз Багирзаде, уроженка Баку, выпускница сценарной мастерской Рустама Ибрагимбекова. Ирина уже снимала две короткометражки по сценариям Наргиз, работа над полным метром началась с истории о девушке, которую оставила мать, и продлилась три года. Тема оказалась волнительной – у Наргиз даже были примеры знакомых, с кем что-то подобное произошло в жизни. «Например, у меня есть подруга, которая тоже осталась после развода родителей с отцом. И я всегда наблюдала за ее ощущениями. А другая моя подруга 30 лет не видела маму. Хотя ее история не похожа на нашу. Но когда мы выпускали «Детку» в прокат, она в это же время полетела к маме и встретилась с ней после стольких лет. Это совпадение. Но и не совпадение. И когда я об этом говорю, у меня мурашки».
Вместе с тем авторам совсем не хотелось рассказывать просто сюжет с мелодраматическим поворотом, хотелось копнуть глубже. «В «Детке» было интересно разбираться сразу с двумя женщинами. Мы рассказывали историю глазами дочери через ее безудержную энергию, протест, но и желание маминой любви. Но нас с режиссером Ирой Бас волновала и тема вины. В обществе принято, что женщина должна миру больше, чем мужчина. К ней больше требований и осуждения, если она с этими требованиями не справляется. А когда женщина становится мамой, с первых же дней начинает себя чувствовать виноватой за малейшее несоответствие».
Показать жизнь подростков в кино, да так, чтобы это выглядело правдиво, непростая задача. Поэтому к съемкам готовились тщательно: Ирина Бас записала серию интервью с ровесницами Даши, а Наргиз много обсуждала поведение героини со своей дочерью («Она как раз оканчивала школу, когда я дописывала историю»). Диалоги «пропускала через себя» Мария Мацель – так речь героев стала максимально живой.
Наргиз говорит, что тема женской уязвимости, женственности и в то же время силы заботит ее особенно, многие из своих текстов она посвятила этому. Ее можно обнаружить в картине «Мама чемпионов», снятой по сценарию Багирзаде, и в новеллах альманаха «Баку, я люблю тебя» (одну из которых, между прочим, Наргиз сняла сама). Но в планах – другие сюжеты, неожиданные мотивы. Среди них – замысел сериала, сюжет которого будет разворачиваться в поселке Бильгя и в Баку и расскажет о рыбаках и джазе, о смешении традиции и современности, стихии и музыки, огня и моря, которые у бакинцев в ДНК. «Это будет трагикомедия, – сообщает Наргиз. – С азербайджанским джазом. Я его обожаю. А главный герой – наконец молодой мужчина. И я даже знаю, кто его будет играть. И даже знаю саундтрек сериала – новый альбом моего любимого Этибара Асадли. Он, правда, пока об этом не догадывается. В общем, история уже готова в моей голове. Я хожу и всем ее рассказываю. Но надо уже писать. А потом найти единомышленников в Баку, с кем ее делать».
Наргиз признается, что пишет сценарии, часто вспоминая заветы своего мастера Рустама Ибрагимбекова. «Он говорил: чтобы быть писателем, что-то внутри должно все время вызывать дискомфорт. Еще он говорил, что сценарий – как батут: чем он лучше и прочнее, тем сильнее оттолкнется и выше прыгнет режиссер. А еще, говорил Рустам Ибрагимович, сценарий должен быть таким, чтобы в нем не только хорошо плавалось тем, кто умеет плавать на поверхности, но и тем, кто может нырнуть глубоко, было куда нырять». Кстати, незадолго до смерти Рустам Ибрагимбеков читал сценарий «Детки». Мастер не любил читать с экрана компьютера, поэтому знакомился с текстом, разложив на столике кафе, что напротив его дома, кипу листов. Делал пометки, давал советы – и наверное, часть его вклада зрители «Детки» непременно почувствуют.