Diotima: расслабленно и дерзко

В марке Diotima смешались древнегреческое название, ямайские традиционные техники вязания и вышивания, музыкальный стиль дэнсхолл и экологическая осознанность дизайнера Рейчел Скотт.

За каждым уважающим себя модным брендом стоит философия. С этим у Рейчел, создательницы Diotima, всё в порядке: выросшая на Ямайке девушка после школы уехала в Нью-Йорк изучать французскую философию. Правда, название для бренда она позаимствовала не у Дидро или Монтескье, а у Платона, из диалога «Пир». В этом произведении древнегреческий философ размышляет о природе любви (в частности, именно из этих рассуждений родилось понятие «платоническая любовь»). Один из собеседников приводит слова жрицы Диотимы, назвавшей Эрота «чем-то средним между бессмертным и смертным».

Предвесенняя | весенняя коллекция 2023

Неизвестно, вывел ли Платон под именем Диотимы реального человека или это вымышленная фигура. Отчасти поэтому Рейчел Скотт выбрала ее имя для бренда: «Диотима очаровывает меня, потому что до сих пор неясно, существовала ли она вообще. В своей работе я стараюсь подходить к дизайну трансисторически, с точки зрения как прошлого, так и будущего».

Рождению марки предшествовала 15-летняя весьма успешная карьера Рейчел в модном бизнесе. Получив диплом философа, она отучилась в модной школе Института Марангони в Милане, затем стажировалась и работала в брендах Costume National, J. Mendel и Elizabeth & James, а в 2015 году перешла в Rachel Comey, где в итоге доросла до вице-президента по дизайну. И все эти годы у Скотт зрела идея личного модного проекта. Толчком к реализации стала пандемия ковида.

Предосенняя | осенняя коллекция 2022

В марте 2020-го Рейчел должна была лететь к родителям на Ямайку, но поездка, конечно же, отменилась. Для дизайнера было очень важно внутренне соприкоснуться с чем-то родным и близким, вернуться к корням, и эта рефлексия вылилась в создание одежды, из которой выросла первая коллекция Diotima. «Я понимаю, как безумно звучит идея начинать что-то новое в разгар пандемии, – вспоминает дизайнер, – но мне показалось, что именно тогда был подходящий момент. Я почувствовала, что пришло время заявить о себе».

Была еще одна причина пандемийного старта: Рейчел хотела поддержать ремесленников и швей, переживавших трудные времена. «Крупные заказы отменялись, и это поставило под удар фабрики и их работников. Почему-то основной груз последствий всегда ложится на самых уязвимых – в данном случае тех, кто стоит в самом начале цепи поставок. Мне захотелось перестроить рабочие отношения с людьми, непосредственно создающими одежду».

Закрытые границы повлияли и на туризм – важный источник доходов для жителей Ямайки, поэтому Скотт начала с тех, кто обычно зарабатывал продажей своих изделий приезжим. Она познакомилась с мастерами кроше – ажурного вязания крючком, одного из традиционных местных ремесел – и купила некоторые их работы. С них началась первая коллекция Diotima, в которых вязаные вставки сочетались с тканями из складских остатков.

«Настоящая роскошь – это кропотливый ручной труд, вложенный в изделия»

separator-icon

Едва ли в моде есть техника более трогательная, чем кроше. Эти вещи неизменно вызывают ассоциации с домом, чем-то родным и теплым – вспомните бабушкины вязаные салфетки. Для работы над Diotima Рейчел пригласила восемь женщин из северной части острова – приходов Святой Анны и Святой Марии. «Традиционное ремесло всегда было для них творческой самореализацией. Им занимались в свободное от тяжелой ежедневной рутины время», – говорит Скотт.

Сейчас над коллекциями Diotima трудится дюжина вязальщиц, в том числе молодые, только обучающиеся ремеслу: марка заботится о том, чтобы традиции передавались. Образцы присылают из столицы Ямайки Кингстона, дизайнер прикладывает их к телу, драпирует, старается найти им необычное применение. В результате появляются атласные блузы с высоким воротником из нескольких рядов кружева и блейзеры с фигурными плечами и ажурными вставками на талии.

Исследуя локальные ремесленные техники, Скотт сделала много открытий. Например, узнала о вышивке хардангер, когда по белому льну вышивают белыми же нитками. Рейчел нашла применение и макраме, которое сама умеет плести с юности, и методу ручного окрашивания ткани кампешем – пурпурным пигментом, получаемым из растущего на Ямайке кампешевого дерева.

Другим не менее важным источником вдохновения для дизайнера стал дэнсхолл, музыкальный и танцевальный стиль, родившийся из культуры уличных танцев Ямайки в конце 1970-х. Подростком Рейчел восхищалась танцовщицей Карлин Смит, носившей неофициальный титул королевы дэнсхолла: «Карлин и другие женщины музыкальной сцены постколониальной карибской эпохи невероятно повлияли на меня. Это было удивительное время гендерной динамики. Карлин не пыталась действовать в мужском мире как мужчина, она просто была собой».

Коллекция весна–лето 2024

Коллекции Diotima полны отсылок к эстетике дэнсхолла: кружевные боди, рубашки в стиле 1990-х, ультракороткие шорты «бетти райдер», получившие название в честь одноименного трека ямайского музыканта Буджу Бантона. «Дэнсхолл всегда меня воодушевлял. Этот взрывной танец и музыка открывали огромные возможности для освобождения», – рассказывает Скотт, чья юность прошла между двумя полюсами: днем – строгая католическая школа, вечером – яркая уличная жизнь. В Diotima европейская строгость и ямайская чувственность стали двумя сторонами одной медали: в коллекциях марки есть и идеально сидящие брюки со стрелками, и удлиненные пиджаки, и платья миди, сдержанные по крою, но с озорным сочетанием полосатых принтов.

В коллекции 2022 года появились новые аллюзии на ямайскую культуру. Например, на красочный карибский карнавал Джанкану, повлиявший на развитие местных музыкальных стилей регги и ска. История Джанкану уходит корнями в рабовладельческие времена, когда на Рождество хозяева давали своим рабам выходной и те праздновали и наряжались. Мужчины часто переодевались в женщин и изображали реальных персонажей – например, жену владельца плантации. «Я стала деконструировать эти моменты и размышлять, какими могли быть те женские образы», – рассказывает Рейчел. Так появились нарочито мужские пиджаки из плотной ткани с широкими плечами, маскулинные брюки и рубашки в черно-красную полоску и… сочетающиеся с ними тонкие трикотажные топы и корсетные элементы.

Предвесенняя | весенняя коллекция 2022
separator-icon

Самобытная эстетика Diotima не укладывается в каноны мужской или женской моды. Классически сшитые вещи соседствуют в коллекциях с платьями, собранными из вязаных салфеток. Однако даже такие платья отнюдь не выглядят кустарными: они хорошо сидят, несмотря на сложный крой, а ремесленные техники и европейское портновское мастерство тщательно сбалансированы, так что Diotima ни в коем случае нельзя назвать брендом кроше-трикотажа. В 2023 году Рейчел Скотт со своей маркой попала в финал премии для молодых дизайнеров LVMH Prize – и хотя не получила главный приз, но стала первой уроженкой Ямайки, дошедшей до полуфинала, и привлекла внимание модного сообщества.

Марке Diotima не чужды и принципы устойчивого развития, однако у Рейчел к этому особый подход. Большинство брендов, позиционирующих себя как устойчивые, сосредоточиваются на экологических решениях. В Diotima акцент сделан на людей. Скотт убеждена, что настоящая роскошь – это кропотливый ручной труд, вложенный в изделия: «Не знаю, что может быть роскошнее, чем вещи, сделанные кем-то вручную».

Еще один аспект роскоши в ее понимании – привязка к локальным и культурным корням. В Diotima Скотт буквально сплетает культуры разных стран и времен: вековые ямайские традиции, яркие краски 1990-х, итальянский тейлоринг, французскую элегантность и снова карибский дух постколониальной эпохи.

«Вначале я думала, что если кто-то из дизайнеров уже работает с наследием Ямайки, то упустила свой шанс. Но потом поняла, что ошибалась. Дело ведь не столько в самой одежде, сколько в ее духе». Именно особое, присущее жителям Ямайки отношение к своему внешнему виду – местами расслабленное, местами дерзкое – Рейчел старается передать.

Коллекция лето 2021

Чтобы найти свой голос, ей понадобилось пройти долгий путь, на котором был важен каждый шаг – от изучения философии до многолетней практики в разных брендах. Именно такой разносторонний опыт и международная карьера помогли ей по-настоящему передать национальную идентичность. Скотт очень гордится своим происхождением и хотела бы передать это чувство соотечественникам: «Молодые энергичные люди из стран Карибского бассейна часто уезжают с родины в поисках работы. Для меня очень важно этому противостоять».

separator-icon
Коллекция весна–лето 2024
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»