Вивьен Вествуд: хулиганка от кутюр

В конце 2022-го умерла британский дизайнер, королева панка Вивьен Вествуд. Она не раз напоминала миру: к жизни нельзя относиться слишком серьезно, хорошие манеры – не всегда признак большого ума, мода без идеи и смысла – всего лишь дорогое тряпье. 

Андреас Кронталер AnOther и Вивьен Вествуд на показе коллекции весна–лето 2022.

Ее последнее желание – чтобы в день похорон кладбищенская церковь родного городка Тинтвисл в графстве Дербишир была укрыта клетчатым тартаном. Той самой тканью, из которой она бесконечно придумывала и перепридумывала свои знаменитые корсеты, пальто, жакеты и брюки. К слову, чтобы декорировать один только верхний ярус церкви, потребовалось 45 метров ткани...

После похорон, на которых присутствовали лишь самые близкие, красно-голубой тартан быстро убрали – из опасений, что фанаты разорвут его на тысячу лоскутков.

Малкольм Макларен и Вивьен Вествуд. 1976

По просьбе Вивьен ее кремировали, официальной информации о месте захоронения праха, а также об установке надгробия пока нет. В Великобритании существует закон, согласно которому родственники могут сделать это место открытым для публики, а могут скрыть. Возможно, ее муж и бизнес-партнер Андреас Кронталер предпочтет второй вариант: Вивьен не любила групповую скорбь.

Но представим, что надгробие все же будет. Вествуд дала множество интервью и написала несколько книг, которые разошлись на цитаты. Почти любая из этих цитат годится, чтобы стать эпитафией. Так же как на могиле ее бойфренда и партнера in-crime Малкольма Макларена на Хайгейтском кладбище в Лондоне значится: «Лучше грандиозный провал, чем скромный успех».

Что могло бы быть написано на памятнике Вивьен?..

Ну, например: «Я всегда была панком. Даже тогда, когда слова «панк» не существовало».

Магазин World’s End.

Малкольм был продюсером группы Sex Pistols. Вместе они в начале 1970-х открыли магазин на Кингс-роуд, 430, который сначала назывался Let it Rock, потом – Too Fast to Live, Too Young to Die. Ее невероятные наряды стали носить члены Sex Pistols, потом – их фанаты, потом – все. Магазин сменил еще десяток имен и остался в Лондоне под названием World’s End («Конец света») – как часть модного дома Vivienne Westwood и одно из знаковых мест британской культуры. 

Коллекция Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood весна–лето 2019.

Мало кто верит, что Вивьен не окончила даже дизайнерский колледж – проучилась один семестр и пошла преподавать в начальную школу, надо было как-то зарабатывать. Девчонка из самого что ни на есть английского рабочего класса, просто с детства любила шить, но сначала – всё разорвать и разрезать, а потом соединить по-новому. С Малкольмом они сошлись потому, что оба знали: в той жизни, которую человечество создало до них, им не светит ничего. Значит, придется ее взорвать и построить новую. Впоследствии она описала это так: «Если всё, что считается модным, тебе тесно, просто создай собственную моду».

«Чем более нестандартную одежду ты носишь, тем более интересная у тебя жизнь»

Коллекция Vivienne Westwood осень–зима 2022/2023.

Сын Малкольма и Вивьен, Джозеф, кстати, тоже стал дизайнером и создал культовый бренд женского нижнего белья Agent Provocateur.

«Я удивляюсь, как быстро люди удовлетворяются сделанным. Даже талантливые люди»

Нет, сама Вивьен никогда и ничем не была удовлетворена. Заметнее всего это было видно на ее показах. Точнее, на бэкстейдже, за день или за ночь перед началом шоу. (Кстати, она стала вторым британским дизайнером, допущенным до участия в Парижской модной неделе. Первая – Мэри Куант, разрешившая миру носить мини-юбки.)

Модель из коллекции Vivienne Westwood осень–зима 2022/2023.

Наблюдать, как Вествуд работает, создавая наряд прямо на модели, тут же разрывая его, перекраивая, перекалывая, перепрограммируя, можно было бесконечно. Моделей для показа она выбирала будто нездешних, не растиражированных еще тысячей подиумов, в идеале – инопланетных существ или максимально на них похожих.

Одна из ее любимиц, Кейт Мосс, будучи сама не кроткого нрава, безропотно стояла часами, пока над ней колдовала Вивьен. (Правда, иногда Кейт везло: на легендарном показе S/S 1994 Вивьен выпустила ее в одних микрошортах, шляпе и розовых туфлях на высоченных каблуках. Кроме этого, на ней красовалось только знаковое колье VW – королевская держава и кольца Сатурна. Одной рукой Кейт прикрывала грудь, в другой держала эскимо Magnum – и меланхолично его облизывала.)

За макияж моделей обычно отвечала еще одна фешен-хулиганка, визажист Вэл Гарланд. Обвести синие тени черным, как дети обводят фломастером рисунки в книжке, – запросто. Сделать белые-белые, как у гейш, лица – легко. Это был идеальный дуэт. Вэл рассказывала, что «для Вествуд не существовало слов «так нельзя», «так не делают», «это слишком». Там, где звучит «это слишком», мода заканчивается, начинаются коммерция и предрассудки».

Сама Вивьен, работая, будто тоже отрешалась от предрассудков. В начале 2000-х ее пригласили сделать показ на Казанском вокзале в Москве. Светские дамы потом еще несколько лет рассказывали, как своими глазами видели: какая-то модель выбросила на пол гамбургер, и Вивьен – вы представляете? – спокойно его подняла и доела, да-да, доела!

«Самые сексуальные люди для меня – те, которые умеют думать»

С 2015 года коллекция Made In Kenya поддерживается местным социальным предприятием Artisan Fashion

Ее утомляли глянцевые люди и привлекали талантливые. Среди первых она откровенно скучала, со вторыми была готова на любые шалости и проделки.

На каком-то пышном московском обеде, где вперемешку сидели непонятные ей официальные персоны и молодые дизайнеры, она, покрутив головой и вычислив симпатичные ей лица (кажется, среди них был художник Андрей Шаров и его славная компания), сначала завязала с ними беседу, а потом и вовсе, как принцесса из фильма, «сбежала из дворца» – отправилась гулять по ночной Москве.

Свой круг общения она кроила так же, как одежду: в него мог попасть каждый, кто ей интересен. Лишь бы думал, а не цитировал сказанное до него.

А про свою одежду говорила так: «Итальянцы берут дешевые вещи и делают так, чтобы они выглядели дорого. Я поступаю наоборот: беру дорогую одежду и делаю так, чтобы выглядела дешево. Поэтому они меня не понимают».

80-летие Вивьен. С Андреасом Кронталером.

Чтобы объяснить, что именно Вивьен сделала для моды, можно написать несколько томов, а можно ограничиться парой предложений. Она просто вывернула моду наизнанку, показав нам швы, внутренние лейблы и прочие тайные стежки. Без нее не было бы ни Джона Гальяно, ни Александра Маккуина, вот и всё.

«Чтобы что-то создать, ты должен быть одинок»

Одинокой в бытовом смысле этого слова она, конечно, не была. Но и тут нарушила все правила: после расставания с Маклареном и его смерти, в 1992-м вышла замуж за своего бывшего ученика, австрийского дизайнера Андреаса Кронталера. Который был на 25 лет моложе ее, но стал партнером по бизнесу, верным оруженосцем и последним летописцем.

Он знал: при всей своей эпатажности Вивьен очень ранима. И лучше всего она позирует и улыбается на камеру, когда эту камеру держит он сам, а вокруг – никого. Ну разве только их коровы и лошади. Ладно, справедливости ради еще неплох фотограф Юрген Теллер, у него получались отличные портреты Вивьен. Но так, как снимал ее Андреас, все равно не снимал никто.

На его страницах в соцсетях много ее последних фотографий: пожилая, седая, с глубокими бороздами морщин, по-прежнему с безумными красными, синими, зелеными стрелками. То в бейсболке, то с дурацкими серебряными рожками, то в смокинге, то в тулупе (разумеется, из искусственного меха).

«Если хочешь, чтобы мир тебя услышал, высказывай непопулярные идеи»

Вивьен Вествуд вместе со своим сыном Джозефом Корром на акции протеста против деятельности гиганта химической промышленности INEOS. Вивьен держит в руках модель земного шара, которому грозят тотальное загрязнение пластиком и из- менение климата. Лондон, 2018.

В последние годы она стала отчаянной экоактивисткой, настаивала на ответственности модной индустрии перед природой, сражалась за разумное потребление. Парировала упреки, что сама же это потребление провоцирует: «Не покупайте много, купите одну вещь!» Еще недавно, в 2019-м, сама пела (!) на своих показах и отплясывала под песенки ABBA, а в 2018-м заявляла в интервью: «Секрет моей вечной молодости? Да просто не надо слишком часто мыться! Одной ванны раз в неделю вполне достаточно!»

В общем, надо жить по своим законам: к жизни нельзя относиться слишком серьезно, хорошие манеры – не всегда признак большого ума, мода без идеи и смысла – всего лишь дорогое тряпье.

Усвоил ли мир ее истины, неизвестно. Но она хотя бы постаралась.

А на всякий случай заранее заявила: «Я не согласна со всем, что сказала раньше».

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»