100 лет Азербайджанской Республике и юбилей Кара Караева отметили в Китае

В Большом театре провинции Юньнань торжественно отметили два 100-летия: со дня провозглашения Азербайджанской Демократической Республики и со дня рождения Кара Караева. Международный филармонический оркестр Куньмина под управлением Эйюба Кулиева представил программу, в которой соединились произведения азербайджанских и китайских композиторов.

Куньмин – столица провинции Юньнань, что расположена на юге Китая и граничит с Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой. По китайским меркам город невелик, всего шесть миллионов жителей, и не очень стар – чуть более двух тысяч лет истории. Из-за мягкого климата Куньмин называют городом вечной весны, он известен своими шахтами и… цветами, которые здесь выращивают, – в Куньмине крупнейший в стране цветочный рынок с миллионными оборотами. А еще город известен особенной любовью к классической музыке: местный оркестр предлагает знатокам нетривиальные программы.

Концерт начался с исполнения гимнов Китая и Азербайджана. За ними последовали прославленные сочинения Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова, Асафа Зейналлы и Муслима Магомаева. Китайская музыка была представлена шедеврами Ван Ксилина и Лю Кимина. Оба этих автора – живые классики. Перешагнувший в девятое десятилетие жизни Ван Ксилин – один из первых композиторов Китая, начавший всерьез интересоваться европейской музыкой ХХ века и применять результаты ее анализа в своем творчестве. В его биографии – слава в 20 с небольшим лет, злоключения во время «культурной революции» и возвращение в сферу профессиональной деятельности уже в статусе живой легенды. На концерте в Куньмине была исполнена четвертая часть его «Юньнаньской симфонической поэмы» – «Фестиваль факелов». Композитор выразил в музыке свои впечатления от традиционного осеннего праздника народности и, проживающей в том числе в Юньнани, и вплеснул в партитуру завораживающую игру огня. «Юньнаньская симфоническая поэма» – одно из самых известных сочинений Ван Ксилина, она исполнялась более чем в 20 странах. А самое знаменитое сочинение Лю Кимина – «Ода красному флагу» (1965), – также исполненное в этот вечер, знакомо не только меломанам, но и любителям кино: торжественная мелодия, в которой использован Национальный гимн Китая, появляется во множестве китайских фильмов.

В программе было также явлено все разнообразие азербайджанской музыки. От увертюры к опере «Кероглы» Узеира Гаджибейли, которая вся пламенный призыв к восстанию, к свободе, до графической выразительности симфонических картин, сочиненных Кара Караевым к фильму о Дон Кихоте (прозвучали «Санчо-губернатор», «Павана», «Кавалькада»); от фантастического вплетения национальных мотивов в европейскую традицию, что сотворил Асаф Зейналлы («В стиле мугама» исполнил скрипач Самир Асадов, тонко прочувствовавший все нюансы этой непростой музыки), к мощи «Азербайджанского каприччио» Фикрета Амирова и вольного гимна родной стране, написанного Муслимом Магомаевым (в «Азербайджане» солистом был белорусский баритон Алексей Шашолко). Конечно, особенное место в программе заняли сочинения Кара Караева: публика услышала не только фрагменты из «Дон Кихота», но и танцы из балетов – «Семи красавиц» и «Тропою грома». Концерт прошел с большим успехом, меломаны долго не расходились, обсуждая полученные яркие впечатления.

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»