Азербайджан принял участие в музыкальном фестивале Morgenland

В средневековом немецком городе Оснабрюке завершился фестиваль Morgenland, сводящий на одной сцене представителей разных музыкальных культур. Азербайджан представляли два выдающихся музыканта – пианист Салман Гамбаров и певец Алим Гасымов. 

Когда-то здесь, в центре Нижней Саксонии, был подписан важнейший для Германии Вестфальский мирный договор, сегодня Оснабрюк ежегодно на десять дней снова становится городом мира – фестиваль Morgenland строит мосты между музыкой Востока и Запада. Участники сочетают экзотические звуки этнических инструментов с традиционной музыкой, авангардом, джазом и даже панк-роком. А в этом году появились еще более экзотические пересечения – раздел «Искусство дуэтов».

Открыли новый проект настоящие звезды этнической музыки – двукратный обладатель Grammy Тумани Дьябате из Мали и известный исполнитель персидской классической музыки Кайхан Калор из Ирана; вместе сладостно зазвучали кяманча и кора. Кайхан Калор приобрел международную известность благодаря сотрудничеству с виолончелистом Йо Йо Ма, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, а также режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой: Калор записал музыку для драмы последнего «Молодость без молодости».

Алим Гасымов
Тумани Дьябате и Кайхан Калор

Пару лет назад Кайхан Калор выступал на Morgenland дуэтом с мастером мугама Алимом Гасымовым. О последнем в свое время The New York Times писал, что «он является одним из величайших среди ныне живущих певцов». В этом году Гасымову достался в напарники тубист Мишель Годар, в равной мере владеющий классическим и джазовым репертуаром. Во второй половине их выступления к соотечественнику присоединились пианист Салман Гамбаров и кяманчист Рауф Исламов – получился квартет, и музыка сместилась в сторону джаза и импровизации.

В другой вечер «Искусства дуэтов» Салман Гамбаров вышел на сцену с китайским музыкантом Ву Веем, и для многих слушателей этот концерт стал самым ярким событием фестиваля. Ву Вей, родившийся в провинции Цзянсу и живущий в Берлине, практикует горловое пение и играет на китайских традиционных струнных инструментах шенге, эрху и матоукине, но в этот вечер он продемонстрировал виртуозное обращение с губным органом шэн. Это один из главных инструментов в китайской музыке, история которого насчитывает 3000 лет; акустически шэн похож на гобой и баян одновременно. Вместе с джазовым фортепиано Гамбарова два очень разных инструмента слились в интимный и захватывающий диалог.

Салман Гамбаров, Мишель Годар, Рауф Исламов и Алим Гасымов
Салман Гамбаров и китайский музыкант Ву Вей

Кстати, именно Гамбаров был одним из тех артистов, чьи выступления навели директора фестиваля Михаэля Дрейера на идею музыкальных диалогов: в 2014 году Салман вместе с кельнским джазовым пианистом Флорианом Вебером дал концерт, после которого директор фестиваля решил сделать дуэтную программу обязательной. На волне успеха этого года Дрейер заявил, что в следующем году неожиданных коллабораций станет еще больше.

Салман Гамбаров об истории сотрудничества с фестивалем Morgenland

В 2009 году в Баку проходил первый мугам-фестиваль, на который приехал арт-директор Morgenland Festival Михаэль Дрейер. Он оказался на моем выступлении в рамках джазового концерта: в зале демонстрировали немой фильм 1930 года режиссера Микаила Микаилова в сопровождении трех инструментов, я импровизировал за роялем. Дрейеру очень понравилось, и он пригласил меня с моей группой «Бакустик джаз» поучаствовать в фестивале. А потом, как говорится, пошло-поехало. 

Дрейер часто предлагает разные эксперименты. Когда он предложил мне сыграть с Ву Веем, я посмотрел его выступления в YouTube и подумал, что можно интересно преподнести наш дуэт. Вообще я сегодня играю спонтанную, импровизационную музыку, которая рождается без репетиций и заранее оговоренных условий. А интерес к фольклору возник из моих экспериментов с мугамом. Мне кажется, музыканту нужно знать не только фольклор своей земли, но и другие традиции, чтобы ничто не ограничивало творческую фантазию.

Салман Гамбаров
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»