Дуэт SiB-duo: мугам для двух баянов

Международный центр мугама в Баку исполнен в форме тара. На его сцене звучали и бардовские романсы, и испанская гитара, и колумбийская флейта. Теперь сюда добрался сибирский баян. Даже два: в Баку из Новосибирска прилетели Александр Сироткин и Андрей Битюцких – участники дуэта SiB-duo. 

Фото: Эмиль Халилов

Баян – инструмент во всех смыслах тяжелый. Он весит 16 килограммов, при этом десятикилограммовый левый полукорпус все время находится на весу. А ведь его надо не только удерживать одной рукой весь концерт напролет, но и заботиться о достойном исполнении музыки. Когда-то юный Моцарт развлекал публику, играя на клавире с завязанными глазами. Баянистам глаза завязывать не нужно – им и так клавиш не видно. 225 штук, и все вслепую.

Александр Сироткин и Андрей Битюцких построили концерт так, что сумели понравиться и любителям Генделя (Concerto Grosso in C minor), и тем, кто мечтал услышать в новой аранжировке «Танец фурий» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», и поклонникам Сергея Прокофьева, и фанатам Доменико Скарлатти. Впрочем, классика была только началом. От барокко сибиряки плавно перешли к фолку – и выяснилось, что после «Наварры» Пабло де Сарасате (если вам кажется, что ее можно исполнять только на двух скрипках, вы жестоко ошибаетесь) особенно эффектно звучат разудалые «Деревенские наигрыши» и «Рассыпуха». Заодно бакинские зрители убедились, что Александр Сироткин отлично смотрится в цветастой косынке, а Андрей Битюцких прекрасен в роли первого парня на деревне, когда надевает кепку с цветочком.

И это они только что исполняли Георга Фридриха Генделя? Они.

А уж какую лезгинку SiB-duo сотворил под занавес! Андрей отложил баян и, не жалея ладоней, солировал на грузинском барабане доли, который зал принял за азербайджанскую нагару. Словом, жаль, что Гендель не слышал.

Фото: Эмиль Халилов

«София Губайдулина предпочитает баян органу. Знаете почему? Потому что баян дышит!»

«Баян постепенно завоевывает все большую популярность, выходя на уровень скрипки и фортепиано, – сказал после концерта Андрей Битюцких. – Все больше современных композиторов пишет для баяна, потому что они обнаруживают в нем эмоциональные краски, каких нет в других инструментах. София Губайдулина, к примеру, сказала, что предпочитает баян органу. Знаете почему? Потому что баян дышит!»

За кулисами дуэт превратился в трио, потому что баянистов привезла в Баку Алена Болквадзе – замдиректора Новосибирской филармонии и коренная сибирячка. Рассказывая о том, как два баяниста оказались в Баку, Алена начала чуть ли не с походов Ермака Тимофеевича. За оркестром Мравинского, легендарным дирижером Ильей Мусиным и знаменитым новосибирским педагогом Захаром Броном, воспитавшим Максима Венгерова и Вадима Репина, в повествовании появился главный герой предыстории – азербайджанский дирижер Эйюб Кулиев, выступавший в Новосибирске. Именно благодаря его инициативе, а также поддержке посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюль оглу случилась гастроль SiB-duo в Баку.

До Баку в жизни дуэта, которому вот-вот стукнет десять лет, были международные конкурсы, фестивали, гастроли в Европе («В итальянском городке Кастельфидардо свыше 20 фабрик по производству аккордеонов») и Азии («Представляете, в китайской Ассоциации баянистов и аккордеонистов состоит миллион человек!»).

– Для нас очень важна особенная атмосфера нашего «баянного мира», – говорит Андрей Битюцких. – Именно поэтому мы так любим путешествовать, знакомиться с единомышленниками, знакомить с баянной музыкой зрителей в разных странах. Ну и попутно побеждаем в конкурсах...

– ...Скромно добавил Андрей, – рассмеялся Александр.

В Баку сибиряки успели зайти на прямой эфир на Общественном телевидении – сыграли, ответили на вопросы, не обидевшись на «гармонистов» («Конечно, у вас же более распространена гармонь»), даже потанцевали под азербайджанские мелодии – какой утренний телеэфир в Баку без танцев? И конечно, выполнили обязательную программу путешественников: фотографирование «огненных» башен, прогулки по Старому городу, поиски аптеки «Чиканук» («А мы и не знали, что «Бриллиантовую руку» снимали у вас!») и рассвет с видом на море и величественный флаг на 165-метровом флагштоке. Описывая Баку, Александр Сироткин чаще всего употреблял слово «красотища».

– Действительно потрясающий город, – говорил он, – красивый, чистый, яркий. Меня особенно восхитило, что Мугам-центр в Баку построен в форме азербайджанского народного инструмента. Вот бы у нас в Новосибирске выстроили филармонию в виде баяна!

Фото: Эмиль Халилов
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»