Концерт «Восток–Запад» в Московском международном доме музыки объединил Йозефа Гайдна и Фикрета Амирова, Вагифа Мустафазаде и Астора Пьяццоллу. Оркестром в этот вечер дирижировал Дмитрий Яблонский.
Новый проект «Виртуозов Москвы» начался с исполнения симфонии Гайдна № 76 ми бемоль мажор. Композитор сочинил ее в 1782 году, собираясь на гастроли в Лондон; он очень заботился о том, чтобы понравиться местной публике, – и в музыке много обаятельных шуток, намеков на обмен легкими фразами-уколами во время пятичасового чая. «Виртуозы Москвы» с удовольствием воспроизвели эту атмосферу утонченного остроумия, в котором скрыта тайная лирика: у Гайдна было связано с Лондоном много надежд, он ждал поездку не без трепета. Но планы сорвались, путешествие отменилось – и триумфа в Англии пришлось ждать еще десять лет. В бодрой трактовке «Виртуозов» в симфонии определенно слышно недоверие Гайдна к милостям судьбы – недоверие, что вскоре оправдается.
Рядом с Гайдном оказался Пьяццолла – саркастичный и жестковатый, ничего от судьбы не ждущий, но уверенно прорисовывающий свою музыку и убежденно транслирующий ее миру: известность придет, никуда не денется. Четыре замечательных скрипача – Георгий Цай, Евгений Стембольский, Лев Иомдин, Денис Шульгин – не просто по очереди солировали, исполняя «Времена года в Буэнос-Айресе», но буквально прожили эту музыку вместе с залом (а Цай почти и протанцевал свою часть).
Вторая часть программы началась с симфонии Фикрета Амирова «Низами». «Виртуозы Москвы» трогательно и легко сыграли эту нежную, юную (автору было 25, когда он ее написал) и вечную по уровню мастерства музыку. В ней был шелест ветра над водой и тени танцующих девушек; уверенно, но не агрессивно усиливающаяся мелодия будто пробивалась родником, ни с кем не спорила, но одаривала свежестью.
И на контрасте с хрупкой лирикой «Низами» в финале вечера лихо грянул концерт для фортепиано с оркестром Вагифа Мустафазаде. Его исполнял народный артист СССР Фархад Бадалбейли – и в фантастическом темпе перед публикой пронеслись праздники большого города, его залитые электричеством улицы, веселые молодые компании. Иногда казалось, что это импровизация, что музыка возникает прямо сейчас – так неочевиден ход мысли композитора до того момента, как слышна следующая нота, и такой единственно возможной она кажется тогда, когда уже прозвучала.
Музыканты в программе «Восток–Запад» доказали, что для музыки, юмора и высокого профессионализма нет границ. Зал принимал их – и «Виртуозов Москвы», и Фархада Бадалбейли – совершенно восторженно, аплодисментами требовал бисов. И получил требуемое: исполнение своей фортепианной фантазии «Море» Фархад Бадалбейли посвятил «всем бакинцам».