Концерт Джосс Стоун в Баку

В Баку выступила Джосс Стоун – одна из самых ярких и эффектных звезд на современной британской музыкальной сцене, своего рода вундеркинд и певица, весьма рано и крайне быстро сделавшаяся знаменитой.

С детства слушая записи соул- и ритм-энд-блюзовых артисток, таких как Дасти Спрингфилд и Арета Франклин, и подражая им, Джосс Стоун выработала характерную манеру пения. Она принимала участие в музыкальных телеконкурсах, где скоро была замечена лондонскими продюсерами, сообщившими своим коллегам даже, что «только что слышали величайшую певицу своей страны».

Подписав таким образом контракты с крупными лейблами, Стоун с тех пор выпустила семь студийных альбомов и даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой лауреат конкурса Brit Awards (ей было в тот момент 17 лет). Ныне она одна из самых успешных британских исполнительниц музыки соул, блюза и ритм-энд-блюза. Британская музыкальная сцена вообще характерна наличием белых соул- и блюзовых исполнительниц (достаточно вспомнить Эми Уайнхаус и Адель). В силу социальных и культурных причин им приходится иметь дело с обвинениями в определенной неаутентичности, так как стили, в которых они работают, традиционно считаются музыкой черных исполнителей (в связи с чем в свое время был изобретен даже стиль blue-eyed soul – «голубоглазый соул», в рамки которого попадали белые исполнители соул-музыки, копирующие манеру черных артистов с лейблов Motown и Stax). Таким артистам проходится так или иначе доказывать искренность и серьезность своих намерений как на сцене, так и вне ее, что порождает весьма примечательный саунд их песен и вокала, в достаточной степени невротичный и оттого по-своему эффектный.

Стоун, которую также обвиняли в культурной апроприации, в эту схему ложится как нельзя лучше: она часто выступает босой (что как бы подчеркивает ее уязвимость и, следовательно, искренность), ее манера пения весьма аффектирована, равно как и сценическое поведение. Ей можно поставить в упрек определенную намеренную драматизацию, однако никак нельзя обвинить в том, что она не выкладывается и не делает все, что в ее силах. Она часто перепевает соул- и ритм-энд-блюзовые хиты прошлых лет, которые, кажется, уже невозможно интерпретировать оригинально; ей, однако, это удается: ее версии звучат, что называется, самозабвенно и крайне эмоционально, а сильный и точный голос всегда находит верные и при этом совершенно «свои», мало на кого похожие интонации.

Люди, слышавшие Стоун, но по каким-то причинам не видевшие, часто принимают ее за черную исполнительницу: у нее действительно довольно аутентичная вокальная техника, принятая в наследство от замечательных певиц прошлых лет. Вместе с тем, однако, своею сосредоточенностью и самозабвенностью на сцене она напоминает Дженис Джоплин – артистку, которая некогда считалась единственной белой певицей, умевшей исполнять блюз. В этом смысле у творчества Стоун весьма богатый генезис, в котором именно в силу этого легко потеряться. И талант, с которым она справляется со всеми этими непростыми факторами, заслуживает, конечно, всяческого восхищения.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»