Бакинской премьерой монодрамы Арнольда Шенберга «Ожидание» в камерном переложении Фараджа Караева продолжился цикл современной музыки «Лицом к лицу со временем III». Премьера состоялась в Азербайджанском ТЮЗе.
Очерченный мелом силуэт трупа на асфальте, кровавое пятно, бесконечно тянущиеся ввысь небоскребы мегаполиса, стальной холод и безразличие остекленевших глаз высотных домов, а в центре – она (Мерибэт Диггл), в строгом черном костюме, со странной походкой сломанной куклы и неестественно вывернутой головой. Она говорит в пустоту, бьется о нее голосом и телом, но вокруг только мрак и серость. Иногда ее рука начинает судорожно шарить за пазухой, чтобы вытащить красную помаду и на пике партии сопрано начать, глядя в зал, закрашивать себе губы, создавая на лице еще одно кровавое пятно…
Созданному более 100 лет назад произведению Арнольда Шенберга достаточно было придать условные зрительные очертания современности, чтобы стало понятно: оно по-прежнему актуально в XXI веке. Написанная по сюжету Марии Паппенхайм моноопера в оригинале представляет собой монолог женщины, блуждающей по ночному лесу в поисках возлюбленного. Она находит его труп – или это лишь плод ее бредовых предчувствий? Реальная это смерть или галлюцинации болезненного воображения, мечущегося от безысходности и подавляющего чувства страха? Зрителю не дают ответов; на протяжении монодрамы атональная музыка держит его в напряжении, повышая и понижая «вольты», предлагая ему исследовать порог собственной чувствительности.
В историю музыки XX века монодрама «Ожидание» вошла как квинтэссенция музыкального экспрессионизма – направления, в котором отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции, связанное с событиями Первой мировой войны. Предчувствие надвигающейся мировой катастрофы, потеря чувства безопасности придавали ему сгущенно-мрачный, подчас истерический оттенок. В каком-то смысле это произведение стало предвидением грядущего века: перемещенный из прошлого столетия в сегодняшний день одинокий мятущийся Человек по-прежнему живет в предчувствии катастрофы, все так же терзаем страхами, одиночеством и тоской.
Очередной спектакль цикла «Лицом к лицу со временем III» – опера «Бег времени» Элмера Шенбергера. Завершит программу «История солдата» Игоря Стравинского.
Мерибэт Диггл
сопрано
«Для меня в этом спектакле многое впервые: впервые я исполняю это произведение, впервые в Баку, на этой сцене, впервые здешняя публика услышала «Ожидание» Шенберга. Что на самом деле замечательно: мы находим что-то для себя и делаем это своим сегодня. Самая большая сложность и в то же время самое увлекательное для меня заключалось в 12-тоновой технике атональной музыки. Да, это многие часы изучения партитуры, проведенные за фортепиано, но когда проходит этап ознакомления и музыка укладывается в голове, начинаешь понимать, насколько свободно композитор воспользовался этой техникой. И конечно, сложность в образе самой героини – ведь мы сегодня не задумываемся о том, что 100 лет назад женщине нельзя было показывать, что она свободна, нельзя было демонстрировать чувства; все должно было быть согласно этикету, иначе это принималось за сумасшествие. Сегодня мужчинам и женщинам можно показывать все что угодно, даже то, что можно принять за сумасшествие, и это будет нормально».
Роланд Фрайзитцер
композитор, дирижер
«Мы создали эту постановку специально для проекта «Лицом к лицу со временем III» с учетом сценических условий и возможностей бакинской сцены. Нашей задачей было показать сегодняшний день. У музыки Шенберга нет «адреса», ни пространственного, ни временного. Она над временем, потому, попадая в современную обстановку, сама становится современной».
Фарадж Караев
композитор, профессор Московской консерватории, художественный руководитель проекта «Лицом к лицу со временем III»
«Идея создания переложения возникла в 2001 году, когда в Московской консерватории планировался фестиваль, посвященный 50-летию кончины Арнольда Шенберга. У нас не было средств на четверной состав оркестра оригинальной шенберговской партитуры «Ожидания», но в разговоре с моими коллегами, профессорами Московской консерватории Алексеем Любимовым и Светланой Савенко, возникла мысль сделать камерное переложение монодрамы. Основная задача заключалась в том, чтобы «новая» партитура звучала абсолютно «по-шенберговски». Партитуру я завершил, но в Москве она так и не прозвучала – средств не хватило даже на камерный оркестр. Я подарил партитуру композитору Элмеру Шенбергеру, а через полгода он мне написал из Амстердама, что Шенберг-ансамбль собирается ее исполнить. Но партитура не была легализована. Поэтому я срочно обратился в Universal Edition – издательство, которое охраняет авторские права автора монодрамы, и партитура была не только внесена в каталог, но и исполнена в день рождения Шенберга в Вене в Arnold Schönberg Center».