У Раина Султанова вышел концертный альбом Jazz Standards Live

Двойной концертный альбом Jazz Standards Live джазового саксофониста Раина Султанова вышел на австрийском лейбле Second Records. Заслуженный артист Азербайджана играет с выдающимся джазовым трубачом Кенни Уилером.

Раин Султанов начал осваивать саксофон в 16 лет, услышав Майлза Дэвиса и группу Weather Report. В 1988 году он пришел в Азербайджанский театр песни по приглашению его создателя, мэтра азербайджанского вокального искусства Рашида Бейбутова, а двумя годами позже стал солистом джазового оркестра «Гая». Именно этот момент можно считать отправной точкой в профессиональной джазовой карьере Султанова – сначала в составе основанной им группы Syndicate, а затем соло.

Способность генерировать новые идеи и проекты сделала Раина главной фигурой азербайджанского джаза. В 2005 году он основал Бакинский джазовый фестиваль и до сих пор является его арт-директором. Его книга «Антология джаза в Азербайджане», вышедшая в 2004 году, стала первым комплексным справочным материалом, прослеживающим историю развития джаза в стране: в ней представлены редкие архивные материалы и фотографии всех, кто так или иначе был связан с этим жанром. В 2015 году ее продолжила столь же фундаментальная «История джаза в Азербайджане».

Но прежде всего Раин Султанов, разумеется, музыкант. Он успешно концертирует по всему миру, а немецкий лейбл Ozella Music выпустил четыре его альбома, в том числе прошлогодний Forgiveness – самый, пожалуй, возвышенный за всю карьеру саксофониста и композитора. Интересно, что начиная с проекта Inspired by Nature (2017) Султанов выпускает свои альбомы на виниле, оживив эту традицию в Азербайджане.

Jazz Standards Live стала пятой пластинкой Раина Султанова, вышедшей в Европе. Это запись живого выступления с канадским композитором и трубачом Кенни Уилером, состоявшегося в Баку в 2005 году. Треклист включает джазовые стандарты, такие как Mr. P. C., Body & Soul, Blue Monk и Don’t Worry Baby, а также оригинальные композиции самого Уилера, заметной фигуры мирового джаза.

Канадского джазмена отличали редкая скромность и редкая универсальность. Он играл постбоп на трубе и флюгельгорне, вдохновляясь Клиффордом Брауном и Артом Фармером, и одновременно исследовал неизведанные территории вместе с такими импровизаторами, как Джон Стивенс, Эван Паркер, Дейв Холланд и Дерек Бейли. Джазовая традиция и свободный эксперимент переплетались в композиторской и исполнительской палитре Уилера до самой его смерти в сентябре 2014 года. Как говорил он сам, «свободная импровизация делала более раскованной мою традиционную игру, а та, в свою очередь, придавала форму моим свободным соло». Среди главных влияний на свое творчество он называл музыку Дюка Эллингтона, Гила Эванса и Стэна Кентона, но внимательно прислушивался и к классическим и современным композиторам. Сегодня пьесы канадца исполняют по всему миру, они включены в программу музыкальных колледжей.

Тенор-саксофон Султанова и трубу Уилера на бакинском концерте 2005 года поддерживала азербайджанско-британская команда: виртуозный пианист Шаин Новрасли и динамичная ритм-секция из Пола Кларвиса на ударных и Руслана Гусейнова на басу. Теплый тембр и глубокое звучание Jazz Standards Live напоминают о V.S.O.P., классическом квинтете Херби Хэнкока второй половины 1970-х. Альбом не только порадует энтузиастов джаза, но и наверняка привлечет новых поклонников жанра.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»