В Центре мугама прошел концерт российского пианиста Луки Сафронова-Затравкина

Двадцатисемилетний музыкант находится в центре внимания меломанов с восьмилетнего возраста: тогда сын пианистки Инны Затравкиной и художника Никаса Сафронова выиграл свой первый конкурс в Лондоне. Услышав выступление мальчика, Мстислав Ростропович предрек ему большое музыкальное будущее – и Лука с триумфом выступал на конкурсах в Италии, Швейцарии, Болгарии и других странах. 

В Баку Лука Сафронов-Затравкин приехал в первый раз. Концерт, посвященный десятилетию журнала «Баку», был организован журналом, Центром Гейдара Алиева и Международным центром мугама. Музыкант, активно занимающийся благотворительностью (он организует специальные концерты для больных детей и инвалидов), познакомился с вице-президентом Фонда Гейдара Алиева Лейлой Алиевой на одном из мероприятий, посвященных детям, страдающим онкологическими заболеваниями, и горячо поддержал ее работу в этой сфере.

На концерте, собравшем бакинских меломанов и профессиональных музыкантов, Лука Сафронов-Затравкин не только исполнял произведения Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова и Петра Чайковского, но и рассказывал о некоторых из них. На концерте присутствовали Лейла и Арзу Алиевы.

БАКУ: Как вы выбирали программу для Баку?

Лука Сафронов-Затравкин: Мне кажется, каждый пианист должен играть только те произведения, которые сам чувствует, которые отражают его внутреннюю картину мира. Иногда берешь произведение и видишь, что о нем все уже было сказано: его сыграл, например, Михаил Плетнев – и ничего нового тут уже не сделаешь. А иногда берешь какую-то очень известную вещь и точно знаешь, что можешь показать ее с новой точки зрения. Важно то, что тебе хочется в данный момент. Например, я до последнего был уверен, что в Баку буду играть «Лунную сонату» Бетховена, и вдруг пришло понимание, что здесь необходима «Патетическая». Еще я играл Рахманинова – «Музыкальный момент», «Полишинель» и, по традиции, несколько своих композиций. Одну из них исполнил первый раз – она войдет в новый альбом, который я сейчас готовлю. Думаю, что несколько треков я запишу именно в Мугам-центре – мне понравилась там акустика. Я всегда пишу свои диски не в студии, а в разных концертных залах, чтобы был живой звук.

БАКУ: В чем смысл профессии музыканта?

Л.С.-З.: В том, чтобы показать некую историю, за счет звука «создать кино», картинку в голове слушателя. Заставить его думать, рефлексировать.

БАКУ: Вам больше нравится выступать перед знатоками или перед теми зрителями, которые, может быть, Бетховена слышат первый раз?

Л.С.-З.: Я собирался первый раз приехать в Баку с большим концертом, с мультимедийным шоу, которое рассчитано на самую широкую аудиторию. Времени на его подготовку в этом году не хватило, я надеюсь показать его следующей весной. А в ноябре меня позвали на юбилей журнала «Баку» – и конечно, я согласился, я знаю и люблю этот журнал. На концерт пришли замечательные профессионалы из Бакинской консерватории, филармонии, профессора – идеальная публика, понимающая каждую ноту. Это была большая честь для меня, но если сравнивать... мне больше нравится работать для простой публики, когда я чувствую, что занимаюсь еще и просветительством.

БАКУ: В программе вашей поездки в Азербайджан был визит в Центр для детей с синдромом Дауна. Что для вас значит благотворительность?

Л.С.-З.: Я регулярно играю благотворительные концерты – это одна из самых главных вещей в моей жизни. Возможность сыграть для маленьких пациентов центра для меня была очень важна. Я видел, как дети плакали от радости, слушая музыку, – это важнее аплодисментов. Меня поразила поездка в этот центр. Я убежден, что все государства делятся на страны первого, второго, третьего мира именно по отношению к социально незащищенным группам граждан, в том числе к детям-инвалидам. И конечно, Азербайджан входит в число самых передовых стран – ведь здесь к больным детям относятся как к самым привилегированным слоям общества.

БАКУ: Ваши дальнейшие планы связаны с Азербайджаном?

Л.С.-З.: На следующий день после своего концерта я побывал на концерте в Центре Гейдара Алиева, посвященном юбилею Тофика Кулиева. Я поразился количеству замечательных музыкантов, которые прилетели со всего мира, поразился замечательной музыке и понял, что миру еще не открыта в должной мере азербайджанская композиторская школа. Я решил, что надо организовать музыкальный конкурс – фортепианный как минимум. Есть всемирно известные конкурсы имени Чайковского, имени Шопена – но нет конкурса имени Бетховена, а ведь это один из самых популярных фортепианных авторов. Почему бы не создать конкурс имени Бетховена в Баку? А в его программу на одном из туров включить обязательное исполнение произведения азербайджанского автора. Так музыка азербайджанских композиторов будет услышана в новом масштабе. Необязательно, чтобы конкурс проходил каждый год, – можно раз в четыре года, как Конкурс имени Чайковского. Я уже обсуждал эту идею с коллегами-музыкантами в филармонии, консерватории и Мугам-центре, и пока что она пользуется большой поддержкой.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»