Новруз: праздник глазами азербайджанских фотографов

Эмиль Халилов

«Снимал во время праздничных гуляний: на сцене, установленной на бакинском бульваре, борцы показывали приемы. Правда, не знаю, вольная это борьба или национальная – гюлеш».

Запах костра, вкус домашней выпечки, ощущение совсем близкой настоящей весны… Все опрошенные нами фотомастера вспоминают о детстве и ярких национальных обычаях. Но у каждого с этим днем связано и что-то очень личное.

«Когда я думаю о Новрузе, первым делом приходит на ум сбор дров с соседскими детьми и разведение костров в четыре предпраздничных вторника, – рассказывает Керим Аббасов. – Мы соревновались с другими кварталами, чей тонгал (костер) больше. Вечером бросали папахи к соседним дверям, а сами стояли и с нетерпением ждали, что туда положат: дома у каждого были сладости, но то, что клали в шапку, оказывалось более желанным. Затем мы собирались вокруг костра, делились друг с другом добычей и приговаривали: «Пусть все мои невзгоды сгорят в огне». Еще одним любимым занятием были бои на крашеных яйцах».

Его коллега Санан Алескеров говорит, что новый год для него с детства начинался не 1 января, а именно 21 марта: «Накануне мы ходили в баню, причем в общую, – тогда в домах еще не было ванных комнат. После надевали одежду, специально купленную к празднику: обновление должно быть и внешним. Еще за пару недель начинали проращивать пшеницу, чтобы в Новруз на столе появился пучок семени, символизирующий весну и плодородие, – и каждый день бегали смотреть, как он растет».

Реза Дегати называет Новруз порой обновления дружеских связей и укрепления родственных. Праздник напоминает ему об удивительной истории. В 1997 году он путешествовал вокруг Каспийского моря, готовя материал для The National Geographic, и встретил группу карабахских беженцев, среди которых было много детей. Дегати с сестрой решили помочь им с постройкой школы. Одна из девочек, по имени Вусаля, увлеклась работами фотографа и стала мечтать выучиться на журналиста. Спустя почти 15 лет Реза встретил ее в Баку на гуляниях по случаю Новруза: Вусаля со съемочной группой пришла взять у Дегати интервью.

Для Эмина Мазерса 21 марта еще и день рождения его сестры Нилуфар. «Это всегда двойной праздник, – рассказывает он. – Поэтому, помимо традиционных угощений – пахлавы, шекербуры, гогала, – у нас на столе обязательно стоял торт».

Эмиль Халилов при мысли о Новрузе вспоминает, как бабушка и мама разрешали детям украшать шекербуру – выпечку в форме полумесяца – с помощью специальных щипчиков. «Это была настоящая забава – делать надписи или какие-то совсем нестандартные узоры».

Фотограф Лали Бинятова переехала в Азербайджан из России подростком, и вокруг не оказалось людей, которые помогли бы ей быстро проникнуться духом национальных традиций. Из-за этого некоторое время она смотрела на отмечание Новруза немного со стороны. «Зато я особенно отчетливо замечала, как на фоне интеграции страны в мировую культуру именно в эти дни у азербайджанцев ярко проявляется национальный дух», – говорит она. И весело добавляет: «Спустя время моим проводником в особенности Новруза стала фотокамера. Два года подряд я ходила снимать этот праздник, смогла таким образом стать ближе к нему и в этот раз, наверное, отложу камеру – пойду прыгать через костер и бросать шапку».

Новруз – отличная возможность запечатлеть целую палитру эмоций. Среди веселья, единения и надежды на будущее есть место и для светлой грусти. Каждый из фотографов отмечает, что многие традиции со временем уходят. Уже не в каждом доме двери так широко открыты для соседей. Не все считают праздник семейным – он вышел на улицы и превратился в массовые гуляния. Не в каждой семье пекут дома сладости – в этом нет необходимости, ведь их можно купить. Но что точно остается неизменным, так это ощущение чуда и возвращения в детство.

Кажется, с годами в нас мало что остается от детского азарта и любви к приключениям – но приходит Новруз, и мы снова готовы бросать шапку в чей-то двор и предвкушать, как ее наполнят сладостями.

«Ичери шехер. На площади выступали музыканты, канатоходцы, силачи – на снимке номер с булавами».

Лали Бинятова

«По пути на мероприятие благотворительного фонда мы остановились в ресторане. Там мне очень понравилась зелень – и традиционные семени на столе, и листва за окном».

«Я увидела детей, кидающих шапки под дверь в ожидании сладостей, и решила их поснимать. Их было много, все веселились; я спряталась вместе с ними, а потом снимала, как они хватали шапки и убегали». 

«В позапрошлом году увидела во дворе огромный костер. Мое внимание привлек маленький силуэт мальчика на фоне пламени».

Эмин Мазерс

«Цветущее дерево около Музейного центра я снял год назад, это один из символов начинающейся весны. Очень понравился свет, будто наполняющий каждый лепесток».

«Мальчишек, которые носят дрова, мне повезло встретить в Старом городе. Они припозднились с подготовкой костра, у других все уже было готово. Я обратил внимание, как слаженно они действовали, хитро, заговорщически общаются: быстро договорились между собой, кто куда и за чем идет. Подождал их минут десять – и вот они уже возвращаются с трофеями».

Санан Алескеров

«Несмотря на то что погода на Новруз у нас еще холодная, ветреная, есть теплые, не высокогорные районы, где в марте можно найти цветы».

«Это довольно известный мой снимок, который я сделал в крепости Ичери шехер: там показывали бой петухов. Конечно, настоящей драки не было, только красочное представление. Мне понравилось, как этот ряженый мужчина и петух сошлись в кадре».

Керим Аббасов

«Во время прогулки по Ичери шехер за Дворцом Ширваншахов я увидел детей, готовящихся разводить костер. Спросил разрешения их поснимать, и они радостно согласились. Это одна из моих любимых фотографий. Ребят, которые на ней изображены, встречаю до сих пор, они уже повзрослели. Когда у меня будет персональная выставка в Баку, повешу этот снимок и обязательно приглашу их».

Реза Дегати

«Село Хыналыг в Губинском районе, самое высокогорное и труднодоступное в стране. Люди живут здесь более 5000 лет, и за это время здесь мало что изменилось. Тысячи лет назад точно так же развевались на горных ветрах покрывала, вывешенные сушиться. И Новруз хыналыгцы празднуют так же, как их далекие предки».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»